Информация » Экспериментальная психология » Наблюдение как метод научной психологии. Его виды

Наблюдение как метод научной психологии. Его виды

Наблюдение - исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

Признаки научного наблюдения

1. Наблюдение должно быть направлено на социально существенные области.

2. Наблюдение должно проводиться организованно и систематизировано. Бесплановое и несистемное наблюдение не приводит к познанию существенных явлений, взаимосвязей и детерминантов. Многие ошибочные результаты оценки людей и групп являются результатом суждений, выводимых из случайных, основанных на «повседневном опыте» наблюдений.

3. Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений. Можно применять технические средства, однако наблюдение посредством промежуточного включения аппаратуры способно заменить наблюдателя лишь частично, оно только обогащает возможности и повышает надежность его суждений. Часто технические средства могут нарушить естественную обстановку в поле наблюдения.

4. Результаты научного наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению.

5. Наблюдение и обработка его результатов требуют от наблюдателя объективности. Поэтому необходимо стремиться:

— к субъективной независимости при восприятии (рецепции);

— к субъективной независимости при выборе охватываемого события;

— к субъективной независимости при классификации данных;

— к субъективной независимости при интерпретации результатов.

Формы наблюдения

1. Осознанное наблюдение. Оно проводится в контакте с наблюдаемым и с его ведома. Роль наблюдателя, как и цель наблюдения, в общем, известна. В отдельных процедурах эта форма наблюдения применяется, прежде всего, для диагноза поведения в труде. Чаще всего с этой целью соответствующие лица наблюдаются в совершенно особых ситуациях или побуждаются к определенным актам поведения. Осознанное наблюдение может быть также и групповым.

2. Неосознанное внутреннее наблюдение. В этом случае наблюдение осуществляется в общении с наблюдаемыми, однако они не осведомлены о том, что лицо, вступившее с ними в контакт, действует как наблюдатель. Такая форма наблюдения является особенно подходящей для исследования социального поведения малых групп. Здесь наблюдатель принимает участие в жизни группы. Особенности этой формы следующие: присутствие наблюдателя, считается естественным, и его общественное положение воздействует на наблюдаемых меньше, поскольку им неизвестна его функция наблюдателя.

3. Неосознанное внешнее наблюдение. Наблюдатель остается неизвестным для наблюдаемого, потому что первый либо не замечается вторым, либо не бросается ему в глаза, представляясь безучастным посторонним лицом, не обнаруживающим своих функций. Наблюдатель может, например, вести наблюдение, находясь за односторонне прозрачной стенкой; проводить сбор данных посредством промежуточного включения технических средств.

4. Наблюдение окружающей среды. Посредством этой формы наблюдения исследователь обнаруживает и анализирует такие условия окружающей среды наблюдаемых, которые в решающей степени формируют их поведение или оказывают на него влияние.


Универсальные принципы в механизме памяти.
Факты, полученные исследователями на основании разных теорий памяти, немецкий ученый Эббингауз Г. обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти: 1. При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец, так называемый эффект края. 2. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в ...

Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии
Обращение к анализу состояния проблемы коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии продиктована двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что зарубежная психология располагает значительным арсеналом хорошо отработанных методов, процедур и техник коррекционной работы, адаптированных к задачам практической психологии. Вт ...

Специфика учебной мотивации студента
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости: 1. от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие ...