Информация » Влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека » Понятие и личностные особенности «проблемных» детей. Понятие «проблемный ребенок»

Понятие и личностные особенности «проблемных» детей. Понятие «проблемный ребенок»
Страница 2

Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение "трудный возраст" достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.

В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в "воспитательный вакуум", будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании. Большую помощь может оказать в этом семейная психологическая консультация и школьная психологическая служба, где поведение ребенка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определенные меры психотерапевтической коррекции внутрисемейных отношений помогают решить проблему трудного ребенка.Важную роль в поведении ребенка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учебе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение. [18]

Нарушение педагогического такта, злоупотребление наказаниями и отрицательными оценками лишь усугубляет возникшее противопоставление. Задача педагога - разобраться в причинах неуспеваемости и попытаться устранить их методами индивидуального подхода к учащемуся. В ряде случаев даже незначительные успехи в учении порождают позитивные сдвиги в поведении ребенка.

К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:

· проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

· проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

· трудности самоотношения, самопонимания;

· трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

· внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;

· стремление избежать давления, правил, норм, требований;

· испытание себя и других;

· поиск границ возможного;

· поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

· отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

· обида на судьбу, конкретных людей;

· переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;

· неорганизованность;

· зависимость от других, низкая сила своего «я»;

· трудности в обучении;

· отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

· трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;

· отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

· чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.

Страницы: 1 2 


Характеристики схем
Теперь рассмотрим место схем в личности и опишем их характеристики. Понятие «схема» имеет в психологии XX века относительно долгую историю. Этот термин появился в работах Бартлетта (Bartlett, 1932, 1958) и Пиаже (Piaget, 1926, 1936/1952) и использовался для описания тех структур, которые интегрируют в себе значение и приписывают его со ...

Стадия действия, или драматическое действие
Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке и помощи директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагонис ...

Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза
Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности. Поэтому за последние двадцать лет проблема профессионализации личности стала одной из самых популярных в социальной психологии [6, c.24]. Профессиональные способности, и эмпатия в том числе, формируются ...