Информация » Влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека » Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики

Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики
Страница 2

Суммарные показатели (в кавычках указаны номера шкал):

Индекс агрессивности: ("1" + "2" + "3") / 3

Индекс враждебности: ("6" + "7") / 2

Результаты исследования приведены в табл. 2 (Приложение 1)

В итоге были получены следующие результаты: у одного подростка, что составляет 5 % наблюдается физическая агрессия (1), у одного подростка, что составляет также 5% наблюдается вербальная агрессия (2), у двух подростков (10%) наблюдается косвенная агрессия (5,10). В процентах это можно выразить на рис. 2.

Рисунок 2 – Уровень агрессии в группе, %

3. Шкала самооценки Спилбергена-Ханина позволяет выявить субъективный уровень личностной и ситуативной тревожности. Показатели личностной и реактивной (ситуативной) тревожности подсчитываются следующим образом:

Ситуативная тревожность = сумма баллов по прямым вопросам (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) минус сумма баллов по обратным вопросам (остальные) плюс 50.

Личностная тревожность = сумма баллов по прямым вопросам (22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40) минус сумма баллов по обратным вопросам (остальные) плюс 35.

Оценка результатов: до 30 баллов - низкая тревожность, от 31 до 45 баллов - умеренная тревожность, свыше 46 баллов - высокая тревожность.

Результаты тестирования приведены в табл. 3(Приложение 1)

Результаты исследования тревожности показали, что у троих подростков (15%) наблюдается ситуативная тревожность (3,5,7), у девяти подростков (45%) наблюдается личностная тревожность (4,6,9,10,12,13,15,18,19). Результаты представлены на рис. 3

Рисунок 3 – Уровень тревожности в группе, %

В результате тестирования были отобраны 20 подростков со следующими заболеваниями: депрессия – 4 человека, агрессия – 4 человека, личностная тревожность – 9 человек, ситуативная тревожность – 3 человека.

На втором этапе работы необходимо сформировать группы подростков для психологической коррекции указанных расстройств.

Были сформированы 2 группы пациентов по 10 человек - контрольная и экспериментальная, где проводились следующие процедуры.

В контрольной группе проводился массаж 3 раза в неделю (в течение месяца) – итого 12 раз, в экспериментальной группе проводился массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная терапия на следующий день после массажа в течение трех часов также в течение месяца 12 раз.

На следующем этапе работы проводился массаж по показаниям, в процессе которого можно установить уровень физического (мышечного) напряжения пациентов, и сравнить его с уровнем до начала занятия, а так же наблюдать динамику изменения уровня тонического напряжения в течение всего курса. Уровень тонического напряжения напрямую связан с уровнем тревожности, депрессии [13]. Данное соотношение позволяло отслеживать динамику изменения уровня тревожности у пациентов в течение курса лечения.

Массаж носил расслабляющий характер, основная цель была - снять излишнее напряжение и продлить тесный физический контакт с пациентом, как можно дальше оттянуть момент его ухода в себя.

В экспериментальной группе помимо массажа применяли телесно-ориентированный тренинг, методика которого представлена ниже

Разминка

Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Групповые дыхательные упражнения выполняются членами группы в унисон, энергично и с энтузиазмом.

Встаньте и образуйте круг. Поставьте ноги на расстоянии около 90 см, перенесите вес на пальцы ног. Колени держите слегка согнутыми, дайте телу расслабиться, а тазу - свободно провиснуть. Положите руку себе на живот и смотрите в глаза участнику, стоящему напротив вас. Сделайте глубокий вдох через рот, пропуская воздух по всему пути до живота. Сделайте глубокий выдох, давая вырваться звуку. Поддерживайте звучание столько, сколько сможете без напряжения. Повторите 16 циклов глубокого дыхания, вдыхая и выдыхая медленно и глубоко. Не торопитесь, иначе почувствуете головокружение. Не сдерживайте никакие звуки, которые вам захочется произнести, все время смотрите друг другу в глаза. Осознавайте любые помехи в процессе дыхания. Отмечайте все возникающие чувства во время полного дыхания и сохраняйте тело мягким и расслабленным.

Закончив упражнение на совместное дыхание, встряхните все тело, свесив руки по сторонам, сгибая и выпрямляя колени. Затем несколько раз подпрыгните для энергетизации частей тела. Прыгайте медленно, едва отрывая ноги от пола. Продолжайте ходить, пока не устанете. Затем отдохните, слегка согнув колени, сместив вес вперед и выпрямив спину.

Страницы: 1 2 3


Сущность системного кризиса в психологии
Что воспринимается психологами, не удовлетворенными состоянием своей науки, в качестве основных симптомов ее кризиса? Во-первых, все то, что беспокоило их прежние поколения: отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического и т.д. Во-вторых, углубляющийся раскол, "с ...

Экспериментально-психологическое исследование влияния социально-психологического тренинга на развитие ассертивности у подростков. Экспериментальное изучение уровня ассертивности и тревожности подрос
Целью экспериментальной работы является исследование уровня ассертивности у старшеклассников. Задачи исследования: 1. Изучение уровня ассертивности подростков с помощью тест-опросника «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) до и после проведения социально-педагогического тренинга ассертивности. 2. ...

Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
1. Структурная интеграция (рольфинг) Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с ...