Факторы покупательского поведения

Необходимо определиться какие факторы воздействуют на решения потребителя о совершении покупки. К наиболее значимым факторам покупательского поведения экономисты относят [25; 41; с.5-25, 43; 66; 77; 78; 79; 95]:

цены предлагаемых товаров и услуг,

качество экономического продукта,

доходы покупателей,

цены субститутов (товаров-заменителей),

потребности покупателей.

Считается, что при прочих равных условиях покупатель всегда предпочитает [211-213, 25]:

более качественный товар менее качественному;

более дешёвый дорогому;

покупать аккуратно и красиво упакованный товар другому.

К психологическим факторам, влияющим на покупательское поведение, можно отнести [c. 200, 25]:

тревожность покупателя

ригидность (проявляется в ситуации упорного отказа опробовать новый продукт)

компульсивность (навязчивые привычки) -которая иногда может как провоцировать, способствовать продаже, так и наоборот;

В процессе многих исследований, узкоспециализированных тестов и опросников, были выделены десятки таких факторов, которые необходимо было как-то классифицировать и упорядочить. В конечном счёте благодаря работе специалистов «Consumer Psychology» был сделан вывод о том, что в конечном счёте «всё упирается либо в рациональные доводы, либо в эмоции» [с. 200, 25] - были получены 2 основных параметра:

импульсивность

выгодность.

Причём, исследователям удалось выявить гендерные различия в преобладании, преимуществе факторов [c. 200 - с. 203, 25]:

второй параметр более присущ мужскому варианту покупательского поведения, где уделяется больше внимания рациональному обоснованию, комфорту, удобству и соответствию нормам;

первый параметр - импульсивность, по мнению исследователей, чаще проявляется в женском покупательском поведении.

При этом на импульсивность значительное влияние могут оказывать слабо осознаваемые факторы: упаковка, её цвет, форма, символики рисунка, реклама.

К психологическим факторам, влияющим на покупательское поведение так же относят социальные представления, осознание принадлежности к тем или иным группам, контакты с друзьями (мнение окружающих людей, референтного окружения в большей степени) [с. 200-201, 25].

В исследовательской практики известны работы в русле психоаналитической концепции по рассмотрению факторов, определяющих спрос на товар, влияющих на выбор покупателя, его покупательское поведение. Эрнст Дихтер изучал мотивацию покупателей. Он считал, что функциональная ценность товара не играет решающей роли при покупке. По его мнению в основе совершения покупки клиентом лежит потребность [

с.131-176, 79]

удовлетворения глубоко запрятанных желаний, которые далеко не всегда осознаются самими покупателями.


Межличностные отношения младших школьников с нарушениями интеллекта
Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, – продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании – нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния. Эмоциональные процессы – один из видов этого состояния. Отечеств ...

Виды и смысл жизненных кризисов
Изменение жизненных ролей происходит в течение всей жизни человека, иначе она не может развиваться. Если эти трансформации протекают гармонично, то есть без чрезмерного обострения жизненных трудностей, или противоречия продуктивно решаются человеком, то происходит гармоничное развитие личности. Жизненный кризис – это переходный период ...

Характеристика процесса понимания человека человеком
По данным Саймондса и Холландера правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. На характер оценки человека как личности другими влияет то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых ...