Информация » Тренинг клиент-центрированного взаимодействия для сотрудников салонов красоты » Методические средства тренинга: групповые методы и инструменты обучения

Методические средства тренинга: групповые методы и инструменты обучения
Страница 1

В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Данные приёмы подробно описаны в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике [13,24,29,31,45,46,47,83,88].

В рамках конструированного нами тренинга были использованы следующие методы, перечисленные ниже.

Диагностические процедуры в

соответствии с нашими целями были использованы для решения задач:

получения участником новой информации о себе (самопонимания и самораскрытия, в том числе);

для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.

Информирование:

в процессе тренинга было предусмотрено (и реализовано) запланированное информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.

Психогимнастические упражнения

использовались в рамках данного тренинга для (основные решаемые посредством метода задачи):

отработки желаемого поведения,

развития познавательных процессов (внимания, памяти, наблюдательности, мышления),

развития самосознания,

регуляции эмоционального состояния участников и другие.

Тренировка эффективного поведения включает этапы:

определение поведения, которое нуждается в изменении;

моделирование желательного поведения;

отработка нового поведения на занятии;

распространение нового поведения на ситуации вне группы;

получение обратной информации о поведении участника вне

группы.

Ролевые игры

решали задачи в рамках сконструированного тренинга:

участники выходят на собственные ограничения - обнаружение ЗБР, по Л.С. Выготскому;

расширение границ самосознания;

выражение скрытых чувств и разрядка накопленных переживания;

упражнение в различных типах поведения;

устранение пропасти между обучением и реальными жизненными ситуациями.

Были использованы следующие способы разыгрывания ролей (по Мори Ван Ментс [с.58-59, 24]): аквариум, параллель, ротация ролей, обращение (обмен) ролями.

Дебрифинг

использовался для того, чтобы

вывести игроков из ситуации (ролей);

провести анализ развития событий;

оформить понимание проделанных действий;

соотнести результат с первоначальными действиями;

утилизировать или устранить недоразумения и ошибки действия;

дать возможность участникам проявить чувства и отноше-ние к происходившим событиям;

снять эмоциональное напряжение, тревогу;

установить связь с предыдущими действиями, занятиями;

откорректировать и закрепить усвоенное;

развить у участников способность к анализу и самонаблюдению;

подготовить участников к дальнейшей работе.

Этот метод был активно задействован в рамках данного тренинга (шерринг и дерролинг).

Групповая дискуссия

позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций,

развивает умение слушать,

понимать позиции оппонентов,

взаимодействовать с другими участниками

позволяет сопоставить противоположные позиции,

увидеть проблему с разных сторон,

уточнить взаимные позиции,

уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.

Выделяются три основных типа ориентации групповых дискуссий: профессионально-личностная ориентация, тематическая ориентация, ориентация на взаимодействие.

В рамках данного тренинга основной была ориентация тематического типа. Она характеризуется тем, что обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.

Страницы: 1 2


Исследование личностной и ситуативной тревожности (опросник Ч.Д. Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности- естественное и обязательное особенность активной. Деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности- это так называемая полез ...

Когнитивная психотерапия расстройств личности
А. Формулировка случая 1. Сведения о жизни и развитии. 2. Основные представления о себе и других. 3. Условные и основные убеждения. 4. Связь убеждений с когнитивными структурами. 5. Дисфункциональные стратегии. 6. Адаптивные убеждения и стратегии. 7. Развитие психопатологии. 8. Составление диаграммы. Б. Сотрудничество и направл ...

Развитие воли
Развитие волевой регуляции поведения человека осуществляется в нескольких направлениях: 1. преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; 2. обретение человеком контроля над своим поведением; 3. выработка волевых качеств личности (волевые качества личности не даются с рождения, они формируются, при чем только в с ...