Методические средства
тренинга: групповые методы и инструменты обученияСтраница 1
В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Данные приёмы подробно описаны в отечественной литературе по рассматриваемой проблематике [13,24,29,31,45,46,47,83,88].
В рамках конструированного нами тренинга были использованы следующие методы, перечисленные ниже.
Диагностические процедуры в
соответствии с нашими целями были использованы для решения задач:
получения участником новой информации о себе (самопонимания и самораскрытия, в том числе);
для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом.
Информирование:
в процессе тренинга было предусмотрено (и реализовано) запланированное информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур.
Психогимнастические упражнения
использовались в рамках данного тренинга для (основные решаемые посредством метода задачи):
отработки желаемого поведения,
развития познавательных процессов (внимания, памяти, наблюдательности, мышления),
развития самосознания,
регуляции эмоционального состояния участников и другие.
Тренировка эффективного поведения включает этапы:
определение поведения, которое нуждается в изменении;
моделирование желательного поведения;
отработка нового поведения на занятии;
распространение нового поведения на ситуации вне группы;
получение обратной информации о поведении участника вне
группы.
Ролевые игры
решали задачи в рамках сконструированного тренинга:
участники выходят на собственные ограничения - обнаружение ЗБР, по Л.С. Выготскому;
расширение границ самосознания;
выражение скрытых чувств и разрядка накопленных переживания;
упражнение в различных типах поведения;
устранение пропасти между обучением и реальными жизненными ситуациями.
Были использованы следующие способы разыгрывания ролей (по Мори Ван Ментс [с.58-59, 24]): аквариум, параллель, ротация ролей, обращение (обмен) ролями.
Дебрифинг
использовался для того, чтобы
вывести игроков из ситуации (ролей);
провести анализ развития событий;
оформить понимание проделанных действий;
соотнести результат с первоначальными действиями;
утилизировать или устранить недоразумения и ошибки действия;
дать возможность участникам проявить чувства и отноше-ние к происходившим событиям;
снять эмоциональное напряжение, тревогу;
установить связь с предыдущими действиями, занятиями;
откорректировать и закрепить усвоенное;
развить у участников способность к анализу и самонаблюдению;
подготовить участников к дальнейшей работе.
Этот метод был активно задействован в рамках данного тренинга (шерринг и дерролинг).
Групповая дискуссия
позволяет обучить участников тренинга конструктивному анализу реальных ситуаций,
развивает умение слушать,
понимать позиции оппонентов,
взаимодействовать с другими участниками
позволяет сопоставить противоположные позиции,
увидеть проблему с разных сторон,
уточнить взаимные позиции,
уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устраняет эмоциональную предвзятость.
Выделяются три основных типа ориентации групповых дискуссий: профессионально-личностная ориентация, тематическая ориентация, ориентация на взаимодействие.
В рамках данного тренинга основной была ориентация тематического типа. Она характеризуется тем, что обсуждение посвящается вопросам и проблемам, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может актуализироваться в процессе работы или планироваться заранее. В некоторых случаях тематической дискуссии посвящается целое занятие с заранее определенной темой. В этом случае участникам может даваться возможность подготовиться к обсуждению обозначенной проблемы.
Методы сбора данных
Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше — при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного: а) о сходстве или различии двух и более групп; б) о взаим ...
Пассивно-агрессивное расстройство личности. Диагностические
особенности
Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) — сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном поведении. Эти формы поведения включают в себя промедление, плохое качество работы и «забывание» обязательств. Часто поведение этих людей в профессиональной ...
Противопоказания к проведению игротерапии
Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать лишь глубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии противопоказаниями являются: ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами; явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности па ...