Информация » Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека » Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека. Невербальное поведение: структура и функции

Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека. Невербальное поведение: структура и функции
Страница 1

Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высшие характеристики голоса, его временная и пространственная организация.

В основу выделения подструктур невербального поведения положены основные характеристики невербальных средств (движение, пространство, время), а также системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная. На рисунке 1 представлены структуры невербального поведения, подструктуры и элементы, показана их взаимосвязь, что создает условия для анализа реального невербального поведения, для определения функциональной специфики его подструктур.

Рассмотрим невербальное поведение с той подструктуры, которая создает основные её свойства – движение – и отражает с помощью оптической системы субъекта. Такой подструктурой невербального поведения является кинесика. Кинесика – это зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении, кинесика – это не только язык тела (жесты, мимика, позы, взгляд), но так же манера одеваться, причесываться и т.д. К кинесике также относится движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье дверью, поскрипывание стулом, почерк. Кинесика – понятие, использующиеся для обозначения различных движений человека, но чаще всего при изучении движений рук и лица. Многие исследователи в этом случае применяют следующие понятия: экспрессия, паралингвистика, выразительные движения. Экспрессия определяется как выразительное поведение человек. Все явления экспрессии подразделяются на следующие области изучения: выразительные движения и физиогномику. Физиогномика – это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются и широко разлитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм (мимика, пантомимика). Ещё одной подструктурой кинесики является движения глаз или «контакт глаз». Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации – широко используется при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. Согласно структурной схеме невербального поведения следующая система отражения невербального поведения человека – акустическая многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосовых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явления. Просодика и экстралингвистика изучаются паралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в систему собственно фонологических и замещающих сферу несловесных коммуникаций. К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Просодика – это общее название таких ритмико-интонациональных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь паузы психофизических проявлений человека (плач, кашель, смех, вздох, шёпот и т.д.). В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация (мелодия речи, её ритм, интенсивность, темп, тембр, фразовое и логическое ударение).

Страницы: 1 2


Спецификация основных целей
Люди обычно имеют цели, которые очень важны для них, но не могут быть полностью осознаны. Психотерапевт должен связать высказываемые стремления и амбиции пациента с лежащей в их основе целью. Пациент, например, может сказать: «На вечеринке я плохо себя чувствовал, потому что очень немногие подошли поздороваться со мной» или «Я прекрасно ...

Когнитивное осмысление психотерапии
По мнению Бека, Раша, Шоу и Эмери (Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979), когнитивная теория «основана на теоретическом положении, что эмоции и поведение человека в значительной степени определяются тем, как он структурирует мир. Его когниции (вербальные или образные "события" в его потоке сознания) основаны на установках или д ...

Принципы университетского образования
Главными принципами университетского образования (С.И. Гессен) считают: – полноту представленного в университете научного знания; – дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения; – способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых. Как понимают полноту представленности научного знания ...