Изучение оптической, тактильно-кинестезической и ольфакторной системы
невербального поведения человекаСтраница 2
Следующий элемент кинесической подструктуры является физиогномика. Физиогномика рассматривает психические свойства в связи со строением лица и черепа, а также туловища и конечностей. Соотношение строения тела и психики человека исследовалось в науке Э.Кречмером и было опубликовано в его капитальном труде «Строение тела и характер» (1921). Физиогномика является основанным на опыте учением об особенностях длительных, статических, физический проявлений человека, если они могут быть истолкованы как признаки его характерных психических особенностей.
Согласно физиогномике общий вид лба дает представление о моральных качествах человека и его характере. По строению, высоте и степени выпуклости делают вывод об основополагающей предрасположенности человека. Относительно положения и формы глаз в физиогномике имеются свои толкования. Например, близко расположенные друг к другу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма». Форма носа в физиогномике считается тесно связанной с врожденными склонностями, силой и темпераментом.
Рассмотрим элемент кинесической подструктуры – контакт глаз. Зрительный контакт представляет собой коммуникативный мостик к слушателю. Согласно выражению глаз, он свидетельствует о проявлении внимания и уверенности говорящего. Он даёт возможность наблюдать за реакцией слушателя или за отсутствием проявления у говорящего внимания. В качестве мета-сигнала он может выделять или изменять значение высказывания.
Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использование личностного в общении такесической системы невербального поведения определяются многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.
Такесическая структура выполняет в общении роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структуры невербального поведения может привести к многочисленным конфликтам. Наиболее часто встречаемой интерпретацией касательных контактов со своим телом является желание почувствовать защищенность, заботь и нежность.
Рассмотрим использование в общении ольфакторноц системы. Система запахов не обладает такой дифференцирующей силой, как кинесическая, просодическая, такесическая структуры вербального поведения, т.к. обоняние в общении с людьми имеет приниженное значение, чем оптическая и акустическая системы отражения. Ольфакторная система проявляет свою дифференциальную силу только при специфических обстоятельствах: интимное общение между мужчиной и женщиной, уход матери за ребёнком, в ситуации врач – больной. Эта структура невербального поведения человека является показателем общего уровня культуры человека. Психологи не располагает достаточными данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нём. Система запахов также мало изучена в контексте невербального поведения.
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности — обучение и воспитание ...
Концепции воспитания дошкольников
Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ.
Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показат ...
Функция вспомогательных лиц
Вспомогательные лица — это люди, участвующие в сеансах психодрамы как помощники, ко-терапевты. Для них Морено ввел термин в психодраматической номенклатуре — вспомогательные "я". Вспомогательные лица могут изображать некоторые стороны протагониста, однако обычно они представляют других людей, концепции и объекты, не только зад ...