Информация » Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека » Изучение оптической, тактильно-кинестезической и ольфакторной системы невербального поведения человека

Изучение оптической, тактильно-кинестезической и ольфакторной системы невербального поведения человека
Страница 1

Элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для должной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тела, около 1000.

Одним из первых указывает на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, А. Шефлен.

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнёров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствует об изменениях отношений между общающимися.

Ещё одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения являются жесты. Под жестом обычно понимают движения рук или кистей. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека.

Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не только о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состоянии человека. Обычно мимику анализируют:

1) по линии её произвольных и непроизвольных компонентов

2) на основе её физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда)

3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определённой культуре)

4) в феноменологическом плане («топография мимического поля»)

5) в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют

Н.И. Смирнов на основе сопоставительного анализа мимику, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I. Коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания, жесты, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победы и т.п. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II. группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они сопровождают речь и без речевого контекста теряют смысл.

III. группа – это модальные жесты. ИХ с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, т.к. они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращения, радость, восторг, удивление.

Данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.

Следующий элемент невербального поведения человека, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется как «ровная», «плавная», «уверенная», «твёрдая», «виноватая» и т.д. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека. Походка является для индивидуума значимым признаком и входит в структуру образа о другом человека. Во взаимоотношениях людей она выполняет ряд функций: индикативную (свидетельствует о текущем состоянии субъекта), коммуникативную (регулирует пространство общения). Походка существенно дополняет наши представления о другом человеке.

Попытки найти связь между чертами личности и её походкой принесли огромное количество результатов. Эти результаты получены при сопоставлении физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов. Например, по мнению ряда исследователей, большие шаги малорослого человека означают стремительность, граничащую с напористостью и энергией.

Страницы: 1 2


Когнитивные профили
Существует простой подход к пониманию расстройств личности, который заключается в том, чтобы рассматривать их в терминах определенных векторов. Вслед за Хорни (Horney, 1950) мы можем рассматривать эти межличностные стратегии с учетом того, как типы личности касаются других людей и действуют на них, как они используют межличностное прост ...

Социально-личностные компетенции как компонент подготовки к профессиональной деятельности. Компетентностный подход в образовании
Обновление российского образования происходит с учетом позитивных тенденций его развития в мире, нового взгляда на стратегические цели образования, приоритетно направленного на создание условий для успешной адаптации подрастающего поколения к изменяющимся социально- экономическим условиям жизнедеятельности общества. Важной задачей совр ...

Психолог должен знать
3.1. Нормативные правовые документы сферы образования. 3.2. Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психо ...