Поведенческий подход
Поведенческая терапия как «модификация поведения» впервые возникает как оппозиция фрейдистскому психоаналитическому подходу, доминировавшему в американской терапевтической практике, в 30-е годы и окончательно оформляется в самостоятельное направление в 50-е годы нашего века. Рассматривая историю возникновения поведенческой терапии, д. Дэвисон выделяет три психологических направления, лежащих в основе ее становления: ставшие классическими работы Д. Вольпе и А. Лазаруса, основанные на принципах теории классического обусловливания И. П. Павлова в теории научения Халла; работы по оперантному обусловливанию Б. Скиннера и работы по когнитивному научению А. Бандуры.
В экспериментальных исследованиях Д. Вольпе, проведенных на лабораторных животных, была сделана попытка изучения происхождения и угасания невротической тревожности с позиций теории классического обусловливания. Данные, полученные в этих экспериментах, были прямо перенесены Д. Вольпе на объяснение человеческого поведения, что позволило ему предложить в качестве коррекционного метод систематической десенсибилизации, основанный на механизме контробусловливания. Метод систематической десенсибилизации стал первой попыткой распространения поведенческого подхода на практику психокоррекции.
Вторым источником поведенческой терапии стали работы Б. Скиннера по оперантному обусловливанию. В экспериментах с умственно отсталыми было показано, что научение моторному поведению может быть достигнуто путем подкрепления движений, представляющих собой последовательность действий, систематически приближающихся к требуемому ответу. Коррекция дезадаптивного поведения путем систематического формирования нового социально желаемого поведения параллельно с угасанием девиантного поведения стала широко практиковаться при работе с детьми в школах, с больными в психиатрических больницах и исправительных учреждениях.
Наконец, в середине 60-х годов когнитивная психология, завоевавшая прочные позиции в американской психологии, утверждается и в поведенческой терапии во многом благодаря работам А. Бандуры. А. Бандура подчеркнул важность замещающих, символических и саморегулятивных процессов в научении. Научение через подражание образцам, играющее ведущую роль в приобретении культурных паттернов поведения, является также и основным видом коррекции дезадаптивного поведения в психотерапии. Решающее значение, таким образом, в практике коррекции поведения приобретают регулятивные когнитивные процессы.
Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного
возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения
у детей дошкольного возраста
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д.
Для оценки р ...
Методология тренинга
В психологии и управлении персоналом термин тренинг обычно связывают не с любыми упражнениями (тренировкой), а с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе [c.70, 11].
В рамках данного тренинга была разработана методика, с использованием идеи П.Я. Гальперина о поэтапном формировании д ...
Контрольная диагностика адаптации пятиклассников в конце учебного года
Второй этап диагностики был проведен в апреле 2010г. По итогам методики «Чувства в школе» у пятиклассников в течение года преобладающим чувством является спокойствие (60%). В диаграмме на рис.4 видно, что преобладают положительные чувства.
Рис.4. Адаптация в конце учебного года. Методика «Чувства в школе».
Чувство благодарности испы ...