Значение Я–концепции
Страница 1

Одним из первых, кто выдвинул точку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремится изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Значимость любого из аспектов отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Например, Я–концепция «младшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими братьями» реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объяснить парадокс личностной рассогласований. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я–концепция, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта.

Дифференциация Я–концепции в реальном жизненном проявление человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшая в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «резонировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационазации. Однако внутреннее противоречие Я–концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать самооценку с помощью оригинальной формулы:

.

Он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представления о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрения окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

Уильямс Джеймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я–концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образованное, в котором соединяются Я–сознающее (I) и Я–как–объект (Me). Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я–сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я–как–объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой – осознает самого себя как один из элементов действительности, – значит сложно объяснить очевидную вещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я–как–объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я – это всегда одновременно и Я–сознающее, и Я–как–объект.

Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я. Основные положения теории Роджерса (1951, 1959) выглядит следующим образом:

1. Сущность феноменалистической теории личностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

2. Я–концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.

3. Я–концепция – это система самовосприятий. Именно Я–концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения.

Страницы: 1 2


Выводы по проблеме коррекции психического развития в зарубежной психологии
Подводя итоги рассмотрения проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии, подчеркнем два противоречивых положения, требующих учета в практике реальной консультативной работы. С одной стороны, теоретической основой коррекционной практики являются антиисторизм в понимании психического развития, биологизация его закономе ...

Изучение акустической системы невербального поведения человека
Темпо-ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, акт ...

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.
Цель исследования. Оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Описание методики. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик (см. приложение 3), по которым испытуемого просят оценить своё состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характер ...