Значение Я–концепции
Страница 1

Одним из первых, кто выдвинул точку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремится изменить каким-то образом себя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе, руководствуется самовосприятием.

Значимость любого из аспектов отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Например, Я–концепция «младшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими братьями» реалистична только в семейной ситуации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обусловленности» многих самоустановок позволяет объяснить парадокс личностной рассогласований. Как уже отмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я–концепция, что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта.

Дифференциация Я–концепции в реальном жизненном проявление человека играет положительную роль, поскольку негативная самоустановка, сформировавшая в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «резонировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационазации. Однако внутреннее противоречие Я–концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать самооценку с помощью оригинальной формулы:

.

Он, фактически, указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представления о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрения окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам.

Уильямс Джеймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я–концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образованное, в котором соединяются Я–сознающее (I) и Я–как–объект (Me). Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я–сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я–как–объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой – осознает самого себя как один из элементов действительности, – значит сложно объяснить очевидную вещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я–как–объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я – это всегда одновременно и Я–сознающее, и Я–как–объект.

Личностное Я представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого Я. Основные положения теории Роджерса (1951, 1959) выглядит следующим образом:

1. Сущность феноменалистической теории личностного Я, представляющей собой часть общей теории личности, заключается в том, что человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире.

2. Я–концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.

3. Я–концепция – это система самовосприятий. Именно Я–концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения.

Страницы: 1 2


Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности подчеркивают необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных ...

Критерии зависимого расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн зависимого и покорного поведения, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять признаков из следующих: 1) неспособен принимать повседневные решения без большого количества советов или поддержки окружающих; 2) позволяет другим принимать за себя большинст ...

Факторы межличностной аттракции
Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции также являются объектом многочисленных социально-психологических исследований и получили название факторов аттракции. В широком спектре исследований данной проблемной области было изучено достаточно большое количество факторов, на анализе наиболее существенных из кот ...