Информация » Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста » Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников

Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников
Страница 3

М.В. Вульф, Э. Крис и К. Кюби и другие последователи З. Фрейда указывали на отсутствие взаимосвязи между фантазией и реальной жизнью ребенка и подчеркивали зависимость фантазии от удовлетворения своих собственных желаний.

Так, М.В. Вульф полагал, что " . у ребенка точного представления о фантастическом в противоположность к реальному нет и отличать одно от другого он не умеет".

Э. Крис и К. Кюби считали, что творческое поведение является замещением событий детства, видели в творческом акте возврат к детским способам мышления. Творческое воображение, по их мнению, это фактически умение по-детски обыграть материал в предсознании[7].

Неофрейдисты перенесли акцент при изучении творчества с бессознательных процессов на предсознательные, фиксирующие социальные конфликты личности.

Психоаналитическая концепция З. Фрейда и ее модификации неоднократно подвергались критике в последующих исследованиях за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Такой подход отрывает воображение ребенка от реальной действительности, фиксируя внимание лишь на субъективных переживаниях, Вместе с тем, исследования последних лет подтверждают наличие защитной функции воображения, подчеркивая при этом, что не весь процесс творчества направлен на изживание отрицательных эмоций и сексуальных комплексов.

Основатель генетической психологии Ж. Пиаже, выводя все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка со средой, рассматривал воображение как временную стадию искаженного отражения реальной действительности, при этом отказывая ему в позитивной роли в этом процессе. Автор указывал на то, что первичная форма отношения ребенка к реальности состоит в господстве аутистического мышления и является основой построения воображаемой действительности. Ж. Пиаже дал следующую характеристику аутистической мысли: "Она не приспосабливается к внешней действительности, а создает сама себе воображаемую действительность или действительность сновидения, она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальной; как таковая, она не может быть выражена непосредственно речью. Она выявляется, прежде всего, в образах . "[8]. Критикуя данное положение Ж. Пиаже, Л.С. Выготский отмечал, что швейцарским ученым описывается " . воображение в его первичных формах . как деятельность подсознательная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщаемого характера". В цикле более поздних работ Ж. Пиаже связывал генезис воображения с развитием символической функции у ребенка. Автор рассматривал данный психический процесс как особую форму репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности. Элементы воображения, по мнению Ж. Пиаже, появляются у детей в возрасте 1 года 8 месяцев, когда они путем проб и ошибок находят решение сенсомоторных задач. Оно вытекает из "отставленной" имитации, которая проявляется у ребенка и при отсутствии объекта и во время наблюдения за ним. Имитация является показателем начала децентрации: ребенок начинает видеть в другом нечто отличное от себя, выделять движения других для подражания. У ребенка появляются репрезентативные образы, которые. по Ж. Пиаже, являются символами реальности. Хотя роль репрезентативных образов в познании действительности велика, в целом представления ребенка не могут соответствовать реальности до тех пор, пока они не будут подчинены знаковому мышлению.

Механизм воображения, по Ж. Пиаже, составляют образы, возникающие в процессе развития ребенка в следующем порядке:

статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому отражение действительности;

кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов;

трансформированные образы, отражающие изменения форм.

Анализ работ Ж. Пиаже показывает, что автор отмечает позитивную познавательную роль воображения только во включении его в развитие ассимилятивных возможностей. В его работах четко выступает двойственных характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с другой - ребенок на определенном этапе отделяет действительность от игры[9].

Страницы: 1 2 3 4


Случай из практики
Джек, 28 лет, первоначально обратился за помощью в связи с депрессией. Он жил один и вел очень уединенную жизнь. Хотя он работал, ему не требовалось при этом взаимодействовать с кем-нибудь. Вне работы он не имел никаких социальных контактов; он сообщил, что у него нет друзей, он редко встречается с женщинами и считает себя «одиночкой». ...

Проблема конкуренции в сфере Российского бизнеса - в сфере услуг
Каждый рынок организован по-своему, но объединяет их одна главная регулирующая экономическая сила - конкуренция , т.е. наличие большого числа независимых покупателей и продавцов, обладающих свободой войти или покинуть рынок [15,37,40,62,70]. В настоящее время практически любой товар имеет заменитель . Российский бизнес живет по законам ...

Критерии пассивно-агрессивного расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн пассивного сопротивления требованиям в социальной и профессиональной сферах, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять из следующих признаков: 1) откладывает работу, то есть не делает того, что нужно для выполнения работы в срок; 2) становится мрачны ...