Информация » Гендерные различия тревожности в подростковом возрасте » Понятие гендерных особенностей подростков

Понятие гендерных особенностей подростков
Страница 1

Понятие «гендер»,введённое в обиход социологических исследований к середине 20 века, с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия «гендер» с опорой на понятие «биологический пол», в различных модификациях дожившее до наших дней, биолозирует социальные параметры человеческой жизни.[10]

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.

Исследования проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неоднозначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используются как понятие «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идёт активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей.

В словарях можно найти следующие определения: пол – а) биологический – совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида; б) социальный – комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду социальный, и правовой статус мужчины и женщины.

В результате разделения понятий биологического и социального пола возникло понятие «гендер».

Очевидно, что понятие социального пола является более широким, чем понятие пол биологический. Со временем, в англоязычной литературе авторы стали применять термин «гендер» (от латинского - род), под которым понималась вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины.

1. (Общее значение) – различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним.

Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

По мнению Р.Ангер, гендер

– совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.[48]

В.В.Абраменкова считает, что гендер

– указывает на социальный статус и социально психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, но возникающие во взаимодействии с людьми.[48]

В самом общем виде понятие «гендер» обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от биологического пола.

Современная же наука различает понятия пол и гендер. Слово «пол» используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины.

Пол человека считался фундаментом первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами. Но помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.[19]

Итак, понятие гендер означает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставления «мужского» и «женского».

Большая субъективная значимость взаимодействия с другим человеком и вообще взаимоотношений имеет своим следствием сравнительно большее развитие у женщин, чем у мужчин, социально перцептивных способностей:

Девушки тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и в других экспрессивных проявлениях, точнее определяют эффект своего собственного воздействия на другого человека.

Девушки дают более детализированное описание другого человека, чем лица мужского пола. Это выявилось, в частности, в исследовании А.И. Бодалева, А.И. Донцова и Ш.В. Саркисяна. Девушки отмечали все качества личности чаще, чем юноши, при этом половые различия в частоте фиксирования коммуникативных черт характера и интеллектуальных качеств были достоверными. В то же время характеристику личности в целом юноши давали в два раза чаще, чем девушки.

Лица женского пола при оценке людей более «добрые», чем лица мужского пола. Женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект внимания им интересен. Однако девушки обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношении с окружающими.

Именно в подростковом возрасте гендерные различия становятся наиболее яркими и ощутимыми. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходит половое созревание, осознание и принятие половой роли, формируется позиция собственного «Я», мировоззрение, закладываются и формируются важные качества и черты личности для дальнейшей жизни.[10]

Страницы: 1 2 3


Шизотипическое расстройство личности
Хотя для шизотипического расстройства личности характерны социальная изоляция, ограниченные или неадекватные эмоции и необычное поведение, наиболее замечательная его особенность — причудливость когнитивной сферы. Когнитивные искажения при этом расстройстве более серьезны, чем при всех других расстройствах личности. Они в целом делятся н ...

Структура занятий
Понедельник ВРЕМЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕЧАНИЕ 10.00–10.10 Приход детей и родителей. Приветствие в кругу и 1–2 песенки, сопровождающиеся различными движениями и звукоподражаниями . При входе в группу ребенок с помощью взрослого звонит в большой колокольчик. Может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. 10 ...

Задача 5.
Оля Л., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Ранее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес, сидеть - в 9, ходить - 1 год и 9 мес. Отдельные слова - 1,5 годам ...