Информация » Когнитивные нарушения при деменциях различной этиологии » Когнитивные расстройства при болезни Альцгеймера

Когнитивные расстройства при болезни Альцгеймера

Память

Речь

Внимание

Этап скрытого развития болезни

Незначительные эпизодические нарушения

Незначительные проблемы в подборе нужного слова

Проблема концентрации в ходе сложной работы

Начальная стадия

Ослабление кратковременной памяти

Неточность в выражении мыслей,замедление речи

Повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость

Умеренная стадия

Проблемы с узнаванием знакомых лиц и объектов

Скудная речь, затруднения в чтении и письме

Дальнее ослабление концентрации и повышение утомляемости

Средняя стадия

Потеря воспоминаний о собственном Я

Малосодержательная речь, молчание

Внимание нарушено

Поздняя (тяжелая) стадия

Глубокое расстройство ориентации во времени и пространстве

Полное разрушение вербальной коммуникации

Неспособность контролировать внимание

На ранних этапах болезни Альцгеймера доминируют когнитивные (интеллектуальные) расстройства. Они представлены в следующей таблице. Прогрессирующие изменения в мозгу больного начинаются предположительно за 10-15 лет до появления первых клинических симптомов. Когда нейродегенеративный процесс достигает гиппокампа, появляются скрытые расстройства памяти, легкие нарушения в подборе нужных слов для обозначения предметов, событий, ситуаций и т.д. Больной может испытывать трудности в выполнении сложной работы, которая раньше затруднений не вызывала.

После распространения процесса заболевания на височную, теменную и лобную доли нарушения памяти становятся все более выраженными, при этом возникают дополнительные когнитивные расстройства. Начинает давать сбои краткосрочная память. Больной испытывает трудности при попытках удержать в памяти недавно усвоенную информацию и воспользоваться ею. Его речь становится менее беглой.

Страдает и качество речи по причине невозможности подобрать наиболее точные варианты выражения мыслей. Проблемы внимания проявляются в том, что больной легко отвлекается и быстро утомляется.

Эти расстройства прогрессируют, вызывая проблемы с узнаванием знакомых людей. Существенно деградирует рабочая память, делая невозможным продолжение профессиональной деятельности. Речь становится скудной и маловыразительной. Больной слабо контролирует свое внимание, перестает читать и не может писать.

Со временем у больного стираются воспоминания о собственной биографии, постепенно угасают все высшие психические функции, речь сокращается до нескольких слов. Больные продолжают воспринимать невербальную коммуникацию и реагировать эмоционально.


Обучающие техники
Поведенческий тренинг включает четыре основные обучающие техники: демонстрацию образов, которые должны быть заучены; инструктирование клиента, разъяснение ему в вербальной, письменной, символической формах того, что представляет собой поведенческая реакция, которая должна быть заучена; упражнения, необходимые для приобретения и упроч ...

Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф.Гудинаф).
В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Нормально развитый ребенок 5 лет должен набрать в соответствии со своим возрастом 10 очков. По результатам данной методики, мы можем сделать вывод, что в группе легко больных детей баллы результат ...

Самокритика
Находясь в социальных ситуациях либо ожидая столкнуться с такими ситуациями в будущем, избегающие пациенты часто имеют ряд самокритических автоматических мыслей. Эти мысли вызывают дисфорию, но редко оцениваются, поскольку пациенты предполагают, что они справедливы. Эти мысли являются результатом вышеописанных негативных схем. Типичные ...