Чрезмерно развитые и недоразвитые паттерныСтраница 1
У людей с расстройством личности обычно одни паттерны поведения гипертрофированы или чрезмерно развиты, а другие — слаборазвиты. Обсессивно-компульсивное расстройство, например, может характеризоваться чрезмерным акцентом на контроле, ответственности, систематизации и относительном дефиците спонтанности и игривости. Как показано в табл. 3.1, другие расстройства личности также обнаруживают явное присутствие одних паттернов и лишь едва заметное наличие других паттернов. Недостаток одних качеств часто сопровождается значительным развитием других. Это выглядит так, как будто при чрезмерном развитии определенной межличностной стратегии уравновешивающая ее стратегия не в состоянии развиться должным образом. Можно предположить, что, когда ребенок часто демонстрирует преобладающий тип поведения, это затрудняет и, возможно, ослабляет развитие других адаптивных форм поведения. В последующих главах для каждого из расстройств личности будет показано, что некоторые чрезмерно развитые стратегии могут быть производными или компенсациями специфического типа Я-концепции и реакцией на специфический опыт, связанный с возрастным развитием. Как указано в главе 2, генетическая предрасположенность также может способствовать развитию специфических паттернов. Некоторые дети, например, явно тянутся ко всему интересному, в то время как другие кажутся застенчивыми и подавленными уже на ранних стадиях развития. Так, нарциссическая личность может развиться, когда человек отчаянно старается преодолеть глубокое чувство никчемности. Обсессивно-компульсивная личность может развиться как способ обеспечения порядка в беспорядочной окружающей среде в ответ на неустроенную жизнь в детстве. Параноидная личность может сформироваться в ответ на ранний опыт предательства или обмана; пассивно-агрессивная личность может развиться в ответ на чью-то манипуляцию. Зависимой личности часто свойственна фиксация на близкой привязанности, которая по разным причинам могла подкрепляться членами семьи, вместо того чтобы постепенно уменьшаться в ходе развития. Точно так же гистрионная личность может сформироваться на основе опыта вознаграждения за успешный эксгибиционизм, например развлечение других, чтобы получать одобрение и любовь.
Таблица 3.1. Типичные чрезмерно развитые и слаборазвитые стратегии
Расстройство личности |
Чрезмерно развитые |
Слаборазвитые |
Обсессивно-компульсивная личность |
Контроль, ответственность, систематизация |
Спонтанность, игривость |
Зависимая личность |
Поиск помощи, привязчивость |
Самодостаточность |
Пассивно-агрессивная личность |
Независимость, сопротивление, пассивность, саботаж |
Подвижность, интимность, ассертивность, активность |
Параноидная личность |
Настороженность, недоверие, подозрительность |
Сотрудничество, безмятежность, доверие |
Нарциссическая личность |
Возвеличивание себя |
Принятие, сопереживание |
Антисоциальная личность |
Соперничество, независимость, эксплуатирование, хищный образ жизни |
Идентификация с группой, эмпатия |
Шизоидная личность |
Независимость, изоляция |
Взаимность, социальная чувствительность, интимность |
Избегающая личность |
Социальная уязвимость, замкнутость, сдержанность |
Взаимность, самоутверждение, общительность |
Гистрионная личность |
Эксгибиционизм, выразительность, впечатлительность |
Рефлексивность, контроль, систематизация |
Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. [46, c.19].
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необхо ...
Функциональная асимметрия полушарий в стрессовой ситуации
При экстремальных воздействиях среды у человека формируется адаптационная доминанта, которая направляет в новых условиях активный поиск биологически целесообразных реакций. Ее формирование изменяет такие фундаментальные свойства мозга как память, эмоции, функциональную асимметрию полушарий, обеспечивая оптимизацию переработки резко возр ...
Общение и психическое развитие ребенка
Ребенок с момента рождения окружен близкими ему людьми. Он не мог бы прожить и нескольких дней без постоянного ухода и внимания со стороны взрослых. И важно не только то, что взрослые кормят, моют, пеленают младенца. Не меньшее значение для его нормального развития и даже для сохранения самой его жизни с самого начала имеет общение. Вз ...