Акустические признаки звуков речи
Страница 1

Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.

Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, н, л, р, j.

Шумные — их качество определяется характером данного шума — акустического эффекта от трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи:

звонкие шумные длительные в, з, ж;

звонкие шумные мгновенные б, д, г;

глухие шумные длительные ф, с, ш, ж;

глухие шумные мгновенные п, т, к.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют подгруппы звуков:

свистящие с, з, ц;

шипящие ш, ж, ч, щ;

твердые п, в, ш, ж, ц и др;

мягкие п', в', ч, щ и др.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой – языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у ребенка необходимо развивать:

- способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка, т. е. фонематический слух;

- подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом, т. е. вырабатывать хорошую дикцию;

- умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность, т. е. развивать речевое дыхание.

Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков с, з, ш, ж. Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная, направленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки более легки для произношения. Однако у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам и струя воздуха вместо узкой, идущей в щель, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолиро­ванно, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.

С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках т, д, н, и, э. При звуках т, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. Дети трехчетырех лет часто произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, а не поднимается за верхние зубы). А при произнесении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов. Добиваясь подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н и правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э, а также ясного произноше­ния изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.

Таким образом, добиваясь четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, у детей создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. По­этому и в основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная работа над всеми звуками родного языка, начиная с самых простых в артикуляционном отношении и кончая самыми сложными, т. е. должно идти постепенное усвоение детьми фонематической системы языка.

Хотя к трем-четырем годам у ребенка артикуляционная база почти всех звуков сформирована, тем не менее работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только завершает формирование правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познать языковую действительность.

Страницы: 1 2


Повторное проживание детского опыта
Использование детского опыта при лечении острой стадии депрессии или тревоги не так важно, как при лечении хронического расстройства личности. Нередко мы обнаруживаем, что, после того как депрессия и тревога прошли, у пациентов сохраняется остаточное дисфункциональное мышление, которое не изменяется стандартными когнитивными и поведенче ...

Индивидуальный стиль деятельности.
Особенности темперамента выступают, прежде всего, в своеобразии способов, а не в эффективности деятельности. Поучительны в этом отношении результаты наблюдений за работой ткачих-многостаночниц (исследование Е. А. Климова). Оказалось, что высоких производственных успехов при работе на нескольких станках могли достигать работницы как с по ...

Уменьшение дихотомического мышления
Обычно дихотомическое мышление настолько присуще когнитивной деятельности пограничных людей, что им трудно даже представить себе мышление в терминах континуума величин, а не дискретных категорий. Чтобы эффективно уменьшить дихотомическое мышление, сначала необходимо продемонстрировать клиентам, что у них присутствует дихотомическое мышл ...