Информация » Развитие личности дошкольника в процессе общения » Психолого-педагогические особенности общения. Характеристика общения

Психолого-педагогические особенности общения. Характеристика общения
Страница 2

В качестве составляющих процесса общения рассматриваются также: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова как обмен информацией между участниками совместной деятельности; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция – процесс взаимопознания партнерами друг друга как основа для их взаимопонимания. Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности детей.

В общей психологии общение понимается как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, целью которой является обмен информацией, познание людьми друг друга, познание человеком самого себя (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев) Межличностное общение – непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности ребенка в ходе усвоения им социально - исторического опыта. (Н.А. Березовин, 5) В.Н. Мясищев выделяет один из существенных компонентов общения – компонент отношений между общающимися. Поскольку речь идет о взаимодействии людей, вполне закономерно, что общение связано с другими видами человеческой деятельности, их способами и результатами, интересами, чувствами и т. д.(Б. Ф. Ломов).Понятно и то, что характер деятельности, отношений людей друг к другу влияет на специфические характеристики их общения. Поэтому для понимания сущности общения очень важен признак взаимной, обоюдной, специфической активности его участников, благодаря которой каждый из них попеременно становится то субъектом, то объектом общения, а «воздействие каждого предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано»(М.И. Лисина, 15, с.53. Специфические характеристики общения позволили поставить его в ряд базовых психологических категорий, чрезвычайно сложных для исследования и поэтому изученных недостаточно.

В детской психологии проблема общения ребенка с другими людьми рассматривается в качестве наиболее значимых, ибо именно в детском возрасте развиваются основные феномены социального поведения, в том числе и в условиях общения ребенка с другими людьми. Основными аспектами исследования являются онтогенез общения ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение ребенком способами общения, связь общения и детской деятельности, роль общения в реализации интеллектуальных возможностей ребенка и его личностных параметров и др.

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л.И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие –то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются и качественно изменяются в общении.

В.Н. Белкина указывает, что «существует последовательность в осознании ребенком объектов общения: вначале –это взрослый, и лишь на определенном этапе – сверстник. Постепенно расширяется и круг общения, а затем дифференцируются и усложняются мотивы и способы общения» ( 1, с. 27).

Важно при этом, что овладение ребенком различными параметрами общения происходит практически в той же последовательности- сначала в условиях взаимодействия со взрослым, а позднее со сверстником. Особенно наглядно это представлено на уровне речевого общения: примерно на третьем году жизни малыш уже активно использует речь как средство общения со взрослым, и лишь через полтора – два года мы наблюдаем такую же картину в общении ребенка со сверстниками. В отношении педагогических задач эта закономерность представляется важной. Закономерной является и еще одна сторона процесса овладения ребенком общением как одним из значимых видов активности. В некоторых психологических работах обращается внимание на возникновение примерно на пятом году жизни ребенка особого «кризиса», симптомы которого особенно ярко проявляются в ситуациях общения со сверстниками. Причиной его является противоречие между обострившейся потребностью дошкольника в контактах со сверстниками и неумением реализовать эту потребность. Правомерность постановки вопроса о соответствующем «кризисе» подвергается в литературе сомнению, поскольку трудности в общении детей со сверстниками возникают не только в этот период и имеют более сложные причины (Т.А Репина, 24), однако роль взрослого в развитии у ребенка адекватных форм социальной активности обозначается вполне определенно.

Страницы: 1 2 3


Изучение эмпатии в социальной психологии
В социальной психологии эмпатия исследуется как свойство личности, облегчающей ее взаимодействие с другими людьми, это понятие раскрывается как способ принятия человеком определенной роли. С помощью понятия «эмпатия» мы можем изучать взаимоотношения между супругами, их ролевые ожидания. Эмпатия – необходимое свойство для продавца, кото ...

Роль Я–концепции в поведении человека. Внешний облик и Я–концепция
Важнейшими источниками формирования представления о собственном Я наряду с половым отождествлением (а оно сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я–концепции) служат размеры и его форма. Во все времена в разных культурах возникали различные представления об идеальных размерах и пропорциях человеческог ...

Влияние деятельности на психическое развитие ребенка
Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно­го материала, слушает сказки и рас ...