Введение
Страница 1

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущения и восприятия( цвет, звук, форма и др.), и такими свойствами и отношениями , которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, то есть посредством мышления. Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация) , мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику. Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами.

Наибольшее значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.П.Павлов).

Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов нормальных детей и детей с нарушениями развития. Мышление человека формируется и развивается по общим законам. Сначала формируется наглядно- действенное мышление, на его основе развивается наглядно-образное и словесно- логическое мышление.

Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с умственной отсталостью является нарушение его познавательной деятельности, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельностью. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания. Многие исследователи( А.А Люблинская, Ю.Т.Матасов, В.Г.Петрова, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекцией у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение.

Целью нашего исследования является изучение особенностей наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников.

Предметом исследований являются особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников.

Объектом исследования является наглядно-образное мышление.

Для достижения цели нашего исследования требуется решение следующих задач: провести теоретический анализ степени изучения проблемы; показать ее современное состояние в теории и практике; проверить гипотезу.

В основу исследования положена следующая гипотеза: дети дошкольного возраста с умственной отсталостью имеют различия в формировании наглядно- образного мышления по сравнению со здоровыми детьми их возраста.

Страницы: 1 2


Общая характеристика МОУДО «ДМШ» и психологической службы МОУДО «ДМШ»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1» общеобразовательного вида, высшей категории, функционирует с 1978 года. Директор музыкальной школы – Акопян Ирина Шагеновна. Цели и задачи образовательного учреждения: Генеральная цель: Целостное воспитание личности начинающего музыкан ...

Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях. Паника
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заме ...

Предисловие
В течение десятилетия, прошедшего с издания книги Аарона Т. Бека и его коллег «Когнитивная психотерапия депрессии», когнитивная психотерапия получила значительное развитие. Этот метод стал применяться для лечения всех распространенных клинических синдромов, включая тревогу, панические расстройства и пищевые нарушения. Изучение результат ...