ВведениеСтраница 1
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущения и восприятия( цвет, звук, форма и др.), и такими свойствами и отношениями , которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, то есть посредством мышления. Благодаря этому процессу человек может выделить наиболее существенные признаки предмета, познать этот предмет. Осуществляя мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация) , мы приобретаем новые знания. Благодаря мышлению человек может по-новому осмыслить свой чувственный опыт, установить причинно-следственные закономерности между явлениями действительности, а также делать выводы, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику. Многочисленными исследователями установлено, что физиологической основой мышления человека является сложная деятельность, выполняемая обеими сигнальными системами.
Наибольшее значение имеет вторая сигнальная система, так как мышление неразрывно связано с речевой деятельностью человека ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.П.Павлов).
Многочисленные исследования позволили выявить общие закономерности развития психических процессов нормальных детей и детей с нарушениями развития. Мышление человека формируется и развивается по общим законам. Сначала формируется наглядно- действенное мышление, на его основе развивается наглядно-образное и словесно- логическое мышление.
Таким же образом осуществляется переход от анализа к синтезу.
В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что отличительной особенностью деятельности детей с умственной отсталостью является нарушение его познавательной деятельности, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельностью. Недостатки речевого развития затрудняют им выявить существенные признаки предмета и установить связи между ними. Особенно нарушения ярко выражены в операциях обобщения и опосредованного познания. Многие исследователи( А.А Люблинская, Ю.Т.Матасов, В.Г.Петрова, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекцией у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение.
Целью нашего исследования является изучение особенностей наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников.
Предметом исследований являются особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых дошкольников.
Объектом исследования является наглядно-образное мышление.
Для достижения цели нашего исследования требуется решение следующих задач: провести теоретический анализ степени изучения проблемы; показать ее современное состояние в теории и практике; проверить гипотезу.
В основу исследования положена следующая гипотеза: дети дошкольного возраста с умственной отсталостью имеют различия в формировании наглядно- образного мышления по сравнению со здоровыми детьми их возраста.
Особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с умственной
отсталостью
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). В настоящее время в работах отечественных психологов доказа ...
Принципы психофизического взаимодействия и параллелизма
Первое получило название принципа психофизического взаимодействия. В наивной форме оно было изложено ещё у Р.Декарта.
Он считал, что в головном мозге находится шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Второе решение известно как принцип психофизического параллелизма. Суть его состо ...
Артикуляционные признаки
звуков речи
По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости звуки делятся на гласные и согласные.
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а также от работы горт ...