Содержание программы
Страница 1

Реализация программы предполагает определенную поэтапность.

I

этап – диагностический.

На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, цель которой – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов.

В работе на этом этапе участвуют следующие специалисты:

1. Психолог, который определяет уровень познавательного развития, сформированность навыков общения, предметной и игровой деятельности, выявляет факторы, влияющие на ход развития ребенка (анамнез, особенности семейного воспитания и др.).

2. Логопед, который выявляет уровень речевого развития.

3. Невропатолог, педиатр, определяющие состояние физического и нервно-психического здоровья ребенка.

Учитывая различный уровень развития детей, состояние здоровья, особенностей семейного воспитания, по мере необходимости к работе на первом этапе подключаются другие специалисты: психиатр, психотерапевт.

В результате складывается комплексная картина актуального развития ребенка. По данным первого этапа выстраивается дальнейшая работа.

II

этап – коррекционно-развивающий.

Содержание второго этапа программы представлено тремя взаимосвязанными курсами.

Курс I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.

«Психологическое сопровождение естественного развития ребенка»

Цель:

1. Формирование у детей навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

2. Когнитивное и сенсорное развитие детей раннего возраста.

3. Обеспечение перехода от функциональных действий ребенка к игровым.

Задачи:

– обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят, и на том, кто говорит;

– развивать и гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей со взрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками;

– формировать навыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление и развитие экспрессивной речи;

– знакомить детей с окружающим миром, учить устанавливать причинно-следственные связи и переходить от действия к деятельности;

– развивать все виды восприятия, формировать умение выделять предметы из общего фона, исследовать их, выделять отдельные свойства и качества, на основании которых производить классификацию и сериацию, формировать представления о постоянстве объектов, сенсорные эталоны;

– обучать через подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимся отражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальных действий;

– организовывать совместную игровую деятельность детей.

Для решения диагностических задач использовались методики из диагностических комплексов Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О.

В ходе реализации программы психологического сопровождения детей были использованы развивающие, дидактические, сюжетные, подвижные, театрализованные игры, элементы арттерапии, Психогимнастика, релаксационные упражнения.

Большое значение в структуре программы предается работе с родителями.

Цель: развитие родительской компетентности в воспитании и общении с детьми.

Основные формы работы:

1) совместное проведение занятий с детьми и родителями;

2) консультации родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей детей;

3) домашние задания для родителей;

4) родительские собрания по темам: «Особенности физического, психического, речевого развития детей от2 до 3 лет», «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Преодоление трудностей при взаимодействии», «Как развивать ребенка и не навредить ему», «Кризис наступил? Как помочь ребенку пережить его», «Скоро в детский сад».

Курс II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

«Волшебные пальчики»

Цель:

1. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику и игры.

2. Формирование продуктивных видов деятельности.

Задачи:

– развивать сенсомоторную координацию, навыки «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев, навыки манипулирования мелкими предметами с помощью пальцев, точные движения кисти;

– учить использовать различные материалы: соленое тесто, глину, пластилин и т.п.;

– учить отрывать кусочки пластилина, прижимать, размазывать их пальцами по ограниченной поверхности, втыкать в пластилин различный бросовый материал, раскатывать колбаски, палочки, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу, раскатывать комочек круговыми движениями ладоней, сплющивать его, делать пальцами углубление в его середине, соединять две вылепленные формы в один предмет;

– приучать детей к аккуратному обращению с материалами.

«Малыши и музыка»

Цель:

1. Воспитание интереса к музыке.

2. Воспитание желания слушать музыку, подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.

Страницы: 1 2


Конфликт, особенности конфликта, социально-психологическая характеристика конфликта. Сущность и особенности конфликтов
Конфликт, как считают психологи, – это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях. В процессе совместной жизнедеятельности военнослужащие постоянно взаимодействуют друг с другом не только в ходе коллективного выполнения задач боевой подготовки, но и в столовой, у телеви ...

Теоретические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей трех лет
Третий год жизни – это переходный период в жизни ребенка от раннего детства к дошкольному возрасту. Темп развития малыша несколько замедляется, но для него еще характерны те особенности, которые отличают ранний возраст. Так эмоциональные проявления ребенка неустойчивы, слабо развиты тормозные процессы. Для малыша характерна высокая сте ...

Аарон Бек, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности
В книге обсуждаются проблемы диагностики и индивидуального лечения расстройств личности методами когнитивной психотерапии. Раскрыты влияние когнитивных схем на формирование расстройств личности; убеждения и установки, характеризующие каждое из этих нарушений; реконструкция, модификация и реинтерпретация схем. В качестве иллюстраций прив ...