Содержание программы
Страница 1

Реализация программы предполагает определенную поэтапность.

I

этап – диагностический.

На этом этапе проводится комплексная диагностика потенциальных участников группы, цель которой – определение уровня актуального развития ребенка и выявление возможных нарушений в развитии. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов.

В работе на этом этапе участвуют следующие специалисты:

1. Психолог, который определяет уровень познавательного развития, сформированность навыков общения, предметной и игровой деятельности, выявляет факторы, влияющие на ход развития ребенка (анамнез, особенности семейного воспитания и др.).

2. Логопед, который выявляет уровень речевого развития.

3. Невропатолог, педиатр, определяющие состояние физического и нервно-психического здоровья ребенка.

Учитывая различный уровень развития детей, состояние здоровья, особенностей семейного воспитания, по мере необходимости к работе на первом этапе подключаются другие специалисты: психиатр, психотерапевт.

В результате складывается комплексная картина актуального развития ребенка. По данным первого этапа выстраивается дальнейшая работа.

II

этап – коррекционно-развивающий.

Содержание второго этапа программы представлено тремя взаимосвязанными курсами.

Курс I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ.

«Психологическое сопровождение естественного развития ребенка»

Цель:

1. Формирование у детей навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

2. Когнитивное и сенсорное развитие детей раннего возраста.

3. Обеспечение перехода от функциональных действий ребенка к игровым.

Задачи:

– обучать умению слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят, и на том, кто говорит;

– развивать и гармонизировать эмоциональное и ситуативно-деловое общение детей со взрослыми, формировать эмоциональные контакты со сверстниками;

– формировать навыки общения в вербальной и невербальной форме, стимулируя появление и развитие экспрессивной речи;

– знакомить детей с окружающим миром, учить устанавливать причинно-следственные связи и переходить от действия к деятельности;

– развивать все виды восприятия, формировать умение выделять предметы из общего фона, исследовать их, выделять отдельные свойства и качества, на основании которых производить классификацию и сериацию, формировать представления о постоянстве объектов, сенсорные эталоны;

– обучать через подражание игровым действиям, основанным на опыте ребенка и являющимся отражением в условной форме совершаемых им лично или наблюдаемых реальных действий;

– организовывать совместную игровую деятельность детей.

Для решения диагностических задач использовались методики из диагностических комплексов Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О.

В ходе реализации программы психологического сопровождения детей были использованы развивающие, дидактические, сюжетные, подвижные, театрализованные игры, элементы арттерапии, Психогимнастика, релаксационные упражнения.

Большое значение в структуре программы предается работе с родителями.

Цель: развитие родительской компетентности в воспитании и общении с детьми.

Основные формы работы:

1) совместное проведение занятий с детьми и родителями;

2) консультации родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей детей;

3) домашние задания для родителей;

4) родительские собрания по темам: «Особенности физического, психического, речевого развития детей от2 до 3 лет», «Особенности общения детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Преодоление трудностей при взаимодействии», «Как развивать ребенка и не навредить ему», «Кризис наступил? Как помочь ребенку пережить его», «Скоро в детский сад».

Курс II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

«Волшебные пальчики»

Цель:

1. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику и игры.

2. Формирование продуктивных видов деятельности.

Задачи:

– развивать сенсомоторную координацию, навыки «пинцетного захвата» с помощью большого и указательного пальцев, навыки манипулирования мелкими предметами с помощью пальцев, точные движения кисти;

– учить использовать различные материалы: соленое тесто, глину, пластилин и т.п.;

– учить отрывать кусочки пластилина, прижимать, размазывать их пальцами по ограниченной поверхности, втыкать в пластилин различный бросовый материал, раскатывать колбаски, палочки, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу, раскатывать комочек круговыми движениями ладоней, сплющивать его, делать пальцами углубление в его середине, соединять две вылепленные формы в один предмет;

– приучать детей к аккуратному обращению с материалами.

«Малыши и музыка»

Цель:

1. Воспитание интереса к музыке.

2. Воспитание желания слушать музыку, подпевать и выполнять простейшие танцевальные движения.

Страницы: 1 2


Антисоциальное расстройство личности
Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы: выражение антисоциального поведения может значительно меняться (см. DSM-III-R; АРА, 1987) — от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямого нападения. Представление о себе. Эти люди считают себя одинокими, независимыми и сильными. Некоторые из них полагают, ч ...

Виды психологических измерений
В естественных науках следует различать, как предлагает С.С. Паповян, три вида измерения: 1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы. 2. Производное измерение — это измерение переменных на основе закон ...

Проблемы жизненного пути личности
Впервые понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены С.Л. Рубинштейном в середине 30-х годов. В отличие от многих психологов С.Л. Рубинштейн не только видел психологический аспект проблемы жизненного пути, выделял субъективную картину жизни, но подчеркивал необходимость учета объективных проявлений субъекта, его способ ...