Развитие мышления в онтогенезе

Развитие мышления начинается в младенческом возрасте в течение первого года жизни ( Л.С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы . Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов педагогов физиологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.П. Павлов)позволили выявить особенности и последовательность развития познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка. Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить , необходимо обладать некоторым чувственным и практически опытом, закрепленным памятью. Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми , а в период бодрствования изучают при помощи органов чувств ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть, вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач. По мнению Д.Брунера, ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило. Уже за пределами младенческого возраста мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий , а далее и в понятиях. Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того , какие действия они вызвали. В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него. Таким образом, мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и тому подобное. Выполняя эти действия, ребенок думает, он мыслит, действует, его мышление наглядно-действенное. Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием. Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств, например, принимает форму «устремленного взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы. Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в руке и тому подобное. Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявление элементарного мышления. Первичному развитию наглядно- действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координация, о которой писал Ж.Пиаже. Значительный вклад в развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности младенцев. Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает если наряду с собственно речевым общение ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать , исследовать их. Активные действия детей с предметами возникают между семью и десятью месяцами жизни.

Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент: он начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемым в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них( толкать, двигать, переворачивать и тому подобное).

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают думать обобщенно. Надо отметить, что восприятие слов (сенсорная речь) появляется у ребенка после шести месяцев , однако слово пока еще не является самостоятельным сигналом. Оно воспринимается как один из компонентов раздражителей. Если в вопросе «Где мама?» изменить интонацию или голос , то прежняя реакция исчезает. Когда ребенок начинает произносить первые слова , то обычно они относятся не конкретному предмету , а ко всей ситуации в целом. Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием , образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Существует определенная последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте . Впереди идет развитие наглядно- действенного мышления , вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец , словесно-логическое мышление. Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые, неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации. Эти «обобщения» по большей части осуществляются не на основании существенных свойств, а на основании эмоционально ярких частностей, которые привлекают внимание ребенка. Кроме того, к обобщению ребенка часто примешиваются ассоциации. Важной основой для мыслительной деятельности является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваивается различие между такими понятиями, как вещь и свойство вещи. Наблюдая окружающее, ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например, то, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от осознания закономерности, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей. В возрасте 3-6 лет ребенок уже начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений. Для характеристики умозаключений В.Штерн ввел термин «трансдукция»- умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее. Таким образом, мышление ребенка развивается постепенно, с помощью манипулирования предметами, речи, наблюдения и тому подобное. Большое количество вопросов , которые задают дети, свидетельствует об активных мыслительных процессах. Появление сознательного обдумывания и размышления у ребенка свидетельствует уже о проявлении всех аспектов мыслительной деятельности. Все большее значение приобретает использование накопленного опыта. К 3-5 годам понятие еще опирается на один признак, к 6-7 годам выделяются уже общие, групповые признаки. Становление высшей нервной деятельности в основном завершается в возрасте 15-17 лет.


Виды эксперимента
Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Эксперимент — основной метод современного естествознания и естеств ...

Отдельные вмешательства
Стандартные когнитивные подходы в психотерапии (Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979; Beck & Emery with Greenberg, 1985) используют в работе с этими пациентами, чтобы помочь им справляться с депрессией, тревогой, приступами паники, фобиями и бессонницей. Методы выявления противоречий в логике пациента и стандартные письменные поведен ...

Понимание человека в философии
С точки зрения М.К. Мамардашвили, проблемы человека как предмета философских исследований не существует. Не существует в том смысле слова, что философия с самого начала была вынуждена ввести в понимание мира такие абстракции, которые в максимальной мере могли бы устранить все те особенности мировосприятия, которые проистекают из земной, ...