Краткое изложение характеристикСтраница 1
В табл. 3.2 перечислены характеристики девяти расстройств личности. В первых двух колонках перечислены представления о себе и других; в следующей колонке представлены определенные убеждения; в последней колонке перечислены конкретные стратегии. По этой таблице видно, как представление о себе и других и убеждения приводят к определенной стратегии. Хотя стратегия, или поведение, обеспечивает основу для постановки диагноза расстройства личности, для полного понимания характера расстройства важно выяснить мнение о себе, других и убеждения. Эти когнитивные компоненты вовлечены в обработку информации и, когда активизированы, запускают релевантную стратегию.
Таблица 3.2. Профиль характеристик расстройств личности
|
Расстройство личности |
Представление о себе |
Представление о других |
Основные убеждения |
Основная стратегия |
|
Избегающая личность |
Уязвим к недооценке, отвержению |
Критически настроенные, унижающие, стоящие выше, идеализированные |
Ужасно быть отвергнутым, униженным; если бы люди знали меня настоящего, они бы меня отвергли; не могу терпеть неприятных чувств |
Избегание ситуаций оценки; избегание неприятных чувств или мыслей |
|
Зависимая личность |
Социально ущербный, нуждающийся, некомпетентный, слабый, беспомощный |
Заботящиеся, поддерживающие, компетентные |
Чтобы выжить и быть счастливым, мне нужны люди; мне нужны постоянная поддержка и поощрение |
Установление зависимых отношений |
|
Пассивно-агрессивная личность |
Некомпетентный, самодостаточный, уязвим к контролю и вмешательству |
Назойливые, требующие, вмешивающиеся, контролирующие, доминирующие |
Другие ограничивают мою свободу действий; контроль со стороны других нетерпим; я должен делать все по-своему |
Пассивное сопротивление, поверхностное подчинение, избегание правил, уклонение от следования им |
|
Нарциссическая личность |
Особенный, уникальный, заслуживает особых правил |
Восхищающиеся, соблазняемые |
Я лучше других; люди должны служить мне или восхищаться мною; они не имеют права отрицать мои достоинства |
Манипуляция |
|
Шизоидная личность |
Самодостаточный, одиночка |
Назойливые |
Мне не нужны другие люди, взаимоотношения с людьми беспорядочны и нежелательны |
Дистанцирование |
|
Обсессивно-компульсивная личность |
Дисциплинированный, ответственный, разборчивый, компетентный |
Безответственные, легкомысленные, некомпетентные, потакающие своим желаниям |
Я знаю, как лучше; детали имеют решающее значение; люди должны работать лучше и больше стараться |
Применение правил; перфекционизм; оценка; контроль; использование слова «должен», контроля, наказания |
|
Параноидная личность |
Благочестивый, невинный, благородный, уязвимый |
Вмешивающиеся,злобные, дискриминирующие, склонные к злоупотреблению |
Мотивы людей вызывают подозрения; будь начеку; не доверяй |
Настороженность; поиск скрытых мотивов; обвинения; контратака |
|
Антисоциальная личность |
Одиночка, независимый, сильный |
Уязвимые, эксплуатирующие, подчиненные |
Другие — это лохи и слизняки; другие занимаются эксплуатацией; так как я особенный, я заслуживаю особых правил; я стою над правилами |
Нападение; грабеж; обман; манипуляция; использование других; нарушение правил |
|
Гистрионная личность |
Обаятельный, впечатляющий |
Чувствительные, восхищающиеся |
Я могу руководствоваться своими чувствами |
Использование истерик, обаяния; вспышки раздражения, плач; суицидные попытки |
Специфика возникновения и проявления тревожности в
подростковом возрасте
Подростковый возраст исследовали Л.С.Выготский, французский психолог Б.Заззо, Н.А.Рыбникова, В.Е.Смирнова, И.А.Арямова и другие. Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфиче ...
Классификация конфликтов
Конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от длительности течения их делят на короткие, конфликты средней длительности и продолжительные. Анализ войсковой и флотской практики показал, что у молодых офицеров примерно 30% конфликтов длятся менее месяца, еще 35% конфликтов продолжаются от одного до ш ...
Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений. Эффективные педагогические подходы
к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проя ...