Краткое изложение характеристик
Страница 1

В табл. 3.2 перечислены характеристики девяти расстройств личности. В первых двух колонках перечислены представления о себе и других; в следующей колонке представлены определенные убеждения; в последней колонке перечислены конкретные стратегии. По этой таблице видно, как представление о себе и других и убеждения приводят к определенной стратегии. Хотя стратегия, или поведение, обеспечивает основу для постановки диагноза расстройства личности, для полного понимания характера расстройства важно выяснить мнение о себе, других и убеждения. Эти когнитивные компоненты вовлечены в обработку информации и, когда активизированы, запускают релевантную стратегию.

Таблица 3.2. Профиль характеристик расстройств личности

Расстройство личности

Представление о себе

Представление о других

Основные убеждения

Основная стратегия

Избегающая личность

Уязвим к недооценке, отвержению

Критически настроенные, унижающие, стоящие выше, идеализированные

Ужасно быть отвергнутым, униженным; если бы люди знали меня настоящего, они бы меня отвергли; не могу терпеть неприятных чувств

Избегание ситуаций оценки; избегание неприятных чувств или мыслей

Зависимая личность

Социально ущербный, нуждающийся, некомпетентный, слабый, беспомощный

Заботящиеся, поддерживающие, компетентные

Чтобы выжить и быть счастливым, мне нужны люди; мне нужны постоянная поддержка и поощрение

Установление зависимых отношений

Пассивно-агрессивная личность

Некомпетентный, самодостаточный, уязвим к контролю и вмешательству

Назойливые, требующие, вмешивающиеся, контролирующие, доминирующие

Другие ограничивают мою свободу действий; контроль со стороны других нетерпим; я должен делать все по-своему

Пассивное сопротивление, поверхностное подчинение, избегание правил, уклонение от следования им

Нарциссическая личность

Особенный, уникальный, заслуживает особых правил

Восхищающиеся, соблазняемые

Я лучше других; люди должны служить мне или восхищаться мною; они не имеют права отрицать мои достоинства

Манипуляция

Шизоидная личность

Самодостаточный, одиночка

Назойливые

Мне не нужны другие люди, взаимоотношения с людьми беспорядочны и нежелательны

Дистанцирование

Обсессивно-компульсивная личность

Дисциплинированный, ответственный, разборчивый, компетентный

Безответственные, легкомысленные, некомпетентные, потакающие своим желаниям

Я знаю, как лучше; детали имеют решающее значение; люди должны работать лучше и больше стараться

Применение правил; перфекционизм; оценка; контроль; использование слова «должен», контроля, наказания

Параноидная личность

Благочестивый, невинный, благородный, уязвимый

Вмешивающиеся,злобные, дискриминирующие, склонные к злоупотреблению

Мотивы людей вызывают подозрения; будь начеку; не доверяй

Настороженность; поиск скрытых мотивов; обвинения; контратака

Антисоциальная личность

Одиночка, независимый, сильный

Уязвимые, эксплуатирующие, подчиненные

Другие — это лохи и слизняки; другие занимаются эксплуатацией; так как я особенный, я заслуживаю особых правил; я стою над правилами

Нападение; грабеж; обман; манипуляция; использование других; нарушение правил

Гистрионная личность

Обаятельный, впечатляющий

Чувствительные, восхищающиеся

Я могу руководствоваться своими чувствами

Использование истерик, обаяния; вспышки раздражения, плач; суицидные попытки

Страницы: 1 2


Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии
Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют са­мые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает зако­номерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии. С помощью психолого-педагогиче­ских исследований сурдопсихология раск ...

Влияние деятельности на психическое развитие ребенка
Внешние и внутренние действия. Жизнь ребенка складывается из выполнения разнообразных действий. Малыш четырех-пяти лет значительную часть времени проводит в играх. Он изображает доктора, который лечит больного, пограничника, парикмахера или учителя. Кроме того, он рисует, возводит дворцы из строительно­го материала, слушает сказки и рас ...

Когнитивные стратегии и методы
Ниже приводится перечень когнитивных методов, которые психотерапевты могут использовать для лечения заболеваний Оси II. Так как некоторые методы уже были описаны в работах, посвященных лечению депрессии (Beck et al., 1979), они не будут обсуждаться в деталях. Мы, однако, подробнее рассмотрим отдельные методы для работы с проблемами Оси ...