Информация » Психологические особенности воспитания в различных семьях » Детско-родительские отношения в приёмных семьях

Детско-родительские отношения в приёмных семьях
Страница 1

Проблема социального сиротства – одна из важнейших проблем в нашей стране. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятая в России система воспитания таких детей не является эффективной. В государственных учреждениях не только не создаются оптимальные условия, но даже и удовлетворительные для физического и психического развития ребёнка можно найти лишь в немногих (в основном только в центральных столичных) домах ребёнка и детских домах. Существующая форма устройства социальных сирот является малоэффективной: как показывает практика, большинство выпускников государственных учреждений занимают низший социальный уровень общества, часто пополняют собой криминальные структуры и отказываются от собственных детей.

Одним из способов прерывания этого замкнутого круга является усыновление (удочерение).

Ребёнок, попавший в благоприятную семейную обстановку, казалось бы, имеет все возможности для нормального развития. Однако и здесь часто возникают трудности, связанные с взаимной адаптацией детей и родителей.

Целью проведенного нами исследования стало выявление представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации.

Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в котором и родители, и ребёнок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребёнка в новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребёнка.

Всего в исследовании приняли участие 2 группы матерей:

Экспериментальная группа: 30 приёмных матерей (от 22 до 40 лет), усыновивших/удочеривших одного ребёнка.

Возраст приёмного ребёнка: от 3х до 6 лет.

Стаж усыновления: от 2х до 5 лет.

Наличие кровных детей: есть.

Контрольная группа: 30 кровных матерей (от 20 до 46 лет).

Возраст кровного ребёнка: от 3х до 9 лет.

Для выявления представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации был разработан опросник, в котором учитывались основные, по нашему мнению, факторы, определяющие динамику процесса адаптации:

Мотивация к принятию ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как мотив «смысла жизни», мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода, прагматический мотив, мотив компенсации утраты кровного ребёнка, альтруистическая мотивация и проч.)

Психологическая готовность усыновителей к принятию ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как адекватность когнитивного образа приёмного ребёнка, психолого-педагогическая компетентность в вопросах развития и воспитания, эмоционально-волевая готовность).

История развития ребёнка (отказной ребёнок, изъятый ребёнок, сирота).

Индивидуально-личностные особенности ребёнка (СДВГ, ЗПР, возраст, и проч.)

Полученные результаты показали, что наиболее существенными, по мнению усыновителей, факторами, влияющими на детско-родительскую адаптацию, являются:

мотивация усыновления, где оптимальными являются мотив «смысла жизни» и альтруистическая мотивация;

эмоционально-волевая готовность к принятию ребёнка в семью как компонент психологической готовности в целом;

предварительное изъятие ребёнка от кровных родителей (людей, которые воспитывали его до изъятия органами опеки) как факт истории развития ребенка;

возраст ребёнка как компонент индивидуально-личностных особенностей ребёнка.

Данное исследование носит пилотажный характер, являясь начальным этапом в изучении роли определённых факторов (мотивации, истории развития ребёнка, индивидуально-личностных особенностей ребёнка, психолого-педагогической готовности приёмных родителей, наличия или отсутствия тайны усыновления и др.) в эффективном и быстром протекании периода детско-родительской адаптации в приёмных семьях. Такое исследование позволит обоснованно подойти к определению содержания и методов психологической помощи приемной семье, включая решение таких задач как:

Страницы: 1 2


Нарушения речи при снижении слуха
На развитии речи тугоухих (слабослышащих) детей сказывается время наступления тугоухости, степень снижения слуха, общее состояние ребенка и характер медико-педагогического воздействия в каждом конкретном случае. Даже незначительная тугоухость, наступившая до того, как сформировалась речь, приводит к ее недоразвитию. Тугоухость часто быв ...

Оценки
Самооценки у женщин чаще занижены, у мужчин - завышены. Мужчины чаще бывают довольны собой. Женщины более объективны к мужчинам, чем к женщинам. "Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них еще хуже" (Шамфор). "Женщины не любят друг друга и причина этой нелюбви - мужчина" (Ж. Лабрюйер). Мн ...

Социально-личностные компетенции
Социально-личностные компетенции – это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии. Социально-личностные компетенции относятся к сферам «Я – Мы» и «Я-Я». Социально-личностная компетентность в период детства – это интегративная характери ...