Информация » Психологические особенности воспитания в различных семьях » Детско-родительские отношения в приёмных семьях

Детско-родительские отношения в приёмных семьях
Страница 1

Проблема социального сиротства – одна из важнейших проблем в нашей стране. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятая в России система воспитания таких детей не является эффективной. В государственных учреждениях не только не создаются оптимальные условия, но даже и удовлетворительные для физического и психического развития ребёнка можно найти лишь в немногих (в основном только в центральных столичных) домах ребёнка и детских домах. Существующая форма устройства социальных сирот является малоэффективной: как показывает практика, большинство выпускников государственных учреждений занимают низший социальный уровень общества, часто пополняют собой криминальные структуры и отказываются от собственных детей.

Одним из способов прерывания этого замкнутого круга является усыновление (удочерение).

Ребёнок, попавший в благоприятную семейную обстановку, казалось бы, имеет все возможности для нормального развития. Однако и здесь часто возникают трудности, связанные с взаимной адаптацией детей и родителей.

Целью проведенного нами исследования стало выявление представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации.

Психологическая адаптация – двусторонний процесс, в котором и родители, и ребёнок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под психологической адаптацией ребёнка в новой семье следует понимать включение его в семейную систему, принятие им предписанных роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Психологическая адаптация родителей предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа ребёнка.

Всего в исследовании приняли участие 2 группы матерей:

Экспериментальная группа: 30 приёмных матерей (от 22 до 40 лет), усыновивших/удочеривших одного ребёнка.

Возраст приёмного ребёнка: от 3х до 6 лет.

Стаж усыновления: от 2х до 5 лет.

Наличие кровных детей: есть.

Контрольная группа: 30 кровных матерей (от 20 до 46 лет).

Возраст кровного ребёнка: от 3х до 9 лет.

Для выявления представлений родителей о факторах, влияющих на эффективность адаптации был разработан опросник, в котором учитывались основные, по нашему мнению, факторы, определяющие динамику процесса адаптации:

Мотивация к принятию ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как мотив «смысла жизни», мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода, прагматический мотив, мотив компенсации утраты кровного ребёнка, альтруистическая мотивация и проч.)

Психологическая готовность усыновителей к принятию ребёнка в семью (данный фактор включал в себя такие переменные, как адекватность когнитивного образа приёмного ребёнка, психолого-педагогическая компетентность в вопросах развития и воспитания, эмоционально-волевая готовность).

История развития ребёнка (отказной ребёнок, изъятый ребёнок, сирота).

Индивидуально-личностные особенности ребёнка (СДВГ, ЗПР, возраст, и проч.)

Полученные результаты показали, что наиболее существенными, по мнению усыновителей, факторами, влияющими на детско-родительскую адаптацию, являются:

мотивация усыновления, где оптимальными являются мотив «смысла жизни» и альтруистическая мотивация;

эмоционально-волевая готовность к принятию ребёнка в семью как компонент психологической готовности в целом;

предварительное изъятие ребёнка от кровных родителей (людей, которые воспитывали его до изъятия органами опеки) как факт истории развития ребенка;

возраст ребёнка как компонент индивидуально-личностных особенностей ребёнка.

Данное исследование носит пилотажный характер, являясь начальным этапом в изучении роли определённых факторов (мотивации, истории развития ребёнка, индивидуально-личностных особенностей ребёнка, психолого-педагогической готовности приёмных родителей, наличия или отсутствия тайны усыновления и др.) в эффективном и быстром протекании периода детско-родительской адаптации в приёмных семьях. Такое исследование позволит обоснованно подойти к определению содержания и методов психологической помощи приемной семье, включая решение таких задач как:

Страницы: 1 2


Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотв ...

Анализ результатов контрольного этапа
По окончании развивающего этапа (через 60 дней) нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния развивающих занятий на динамику развития воображения дошкольников в экспериментальной группе. Оценка результатов после проведенных занятий программы "Воображай-ка!" производилась с учетом сопоставления результатов ...

Данные нейропсихологического исследования
В рамках курсовой работы для первичной синдромальной диагностики когнитивных нарушений с больной было проведено нейропсихологическое исследование, которое включало в себя; а) краткую шкалу оценки психического статуса (англ. Mini-Mental State Examination, MMSE). Данная шкала представляет собой набор из 11 проб, оценивающих ориентировку ...