Информация » Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности » Сиблинговая позиция как предиктор значимых аспектов психосоциального развития личности в юношеском возрасте

Сиблинговая позиция как предиктор значимых аспектов психосоциального развития личности в юношеском возрасте
Страница 1

В классической и современной отечественной и зарубежной психологии представлены многочисленные научные факты, отражающие влияние порядка рождения детей на их положение в семье (сиблинговая позиция) и на развитие личности ребёнка в течение всей жизни (Адлер А., Толман У., Салловей Ф., Хоментаускас Г.Т., Захаров А.И., Bossard J., Bower B., Zajonc R. и др.).

Однако, несмотря на множество выдвинутых гипотез, объясняющих влияние порядка рождения на личность ребёнка, данные существующих на сегодняшний день исследований представляют собой совокупность противоречивых и неоднозначных фактов по данной проблематике. До сих пор недостаточно изученной оказывается степень связи порядка рождения со значимыми аспектами психосоциального развития личности в юношеском возрасте. Главной задачей юношеского возраста является установление близких отношений. Специфика решения данной задачи во многом будет зависеть от стиля романтической привязанности, присущего данному индивиду. В то же время отсутствие необходимого опыта романтических отношений у юношей и девушек порождает определённые сложности в их установлении и развитии. Становясь, таким образом, стрессогенной ситуация построения романтических отношений требует от юноши использования определённых стилей совладания с трудностями в сфере отношений с партнёром.

Нами было проведено эмпирическое исследование

, в ходе которого мы изучали особенности романтической привязанности и совладающего поведения у юношей и девушек от 18 до 25 лет (n=50), занимающих в своей родительской семье позицию старших (n=20), средних (n=10) и младших сиблингов (n=20). Целью исследования было изучение взаимосвязей сиблинговой позиции со значимыми аспектами психосоциального развития личности в юношеском возрасте.

Для достижения поставленной цели был составлен методический комплекс, включающий две методики

. Для определения стиля романтической привязанности использовалась методика «Мульти опросник измерения романтической привязанности у взрослых» К.А. Бреннана, П.Р. Швейера (адаптация Крюковой Т.Л., Екимчик О.А., 2006). Стили совладающего со стрессом поведения исследовались с помощью методики «Юношеская копинг-шкала» E. Frydenberg & R. Lewis (адаптация Крюковой Т.Л., 2002).

По результатам исследования оказалось, что у старших сиблингов в романтической привязанности наибольшей выраженностью характеризуются показатели доверия и сближения с партнёром. По сравнению с другими сиблингами, у старших детей наиболее высокими оказываются показатели самоподдержки (U=352, p≤0,06), а наименее выражены показатели ревности. При совладании с трудностями в романтических отношениях, как было выявлено, «первенцы» чаще всего предпочитают использовать стратегии отвлечения от проблемы.

Подобные результаты мы связываем с наличием в ранней истории привязанности старшего сиблинга негативного опыта, порождённого ситуацией «свержения с трона» после рождения младшего ребёнка. Резкое уменьшение внимания и сензитивности к потребностям «первенца» со стороны матери ведёт к восприятию им отношений привязанности как несущих опасность разочарований. Это проявляется в страхе самораскрытия и установления подлинной близости в юношеском возрасте. По этому, вероятно, вместо конструктивного разрешения трудностей, с которыми сталкиваются юноши при построении близких отношений, «первенцы», воспринимая их как субъективно более сложные, не пытаются их разрешить, а избирают стратегии отвлечения, позволяющие отчасти избежать повторения негативных переживаний.

В романтической привязанности средних сиблингов была выявлена высокая выраженность показателей по шкалам сближение с партнёром, доверие и амбивалентность. По сравнению с другими сиблингами, средние дети характеризуются наиболее высокими показателями фрустрации, ревности, амбивалентности, срастания с партнёром и наименьшими показателями по шкале самоподдержка. При совладании с трудностями в близких отношениях средние дети чаще предпочитают стратегии отвлечения. По сравнению с другими детьми в семье, совладающее поведение средних детей характеризуется более высоким ожиданием социальной поддержки и помощи друзей в трудных ситуациях. С нашей точки зрения, двоякое положение среднего сиблинга в семейной системе (и в качестве младшего, и в качестве старшего) приводит к непоследовательности паттернов привязанности матери по отношению к нему. В дальнейшем восприятие объекта привязанности как непоследовательного и непредсказуемого закрепляет в поведении индивида использование сильных аффективных реакций в качестве манипулятивных стратегий удержания партнёра, получения внимания и подтверждения его чувств. Тревога и сомнения в себе в отношениях привязанности, вероятно, обуславливают предпочтение средними сиблингами социально-ориентированного копинга как компенсации невозможности самостоятельно решить проблемы в романтических отношениях. Романтическая привязанность младших детей в семье характеризуется высокой выраженностью показателей по шкалам сближение с партнёром и ревность. По сравнению с другими сиблингами, младшим детям наиболее свойственно стремление к сближению с партнёром, наименее - ревность, фрустрация, амбивалентность и срастание с партнёром. При совладании с трудными ситуациями в романтических отношениях младшие сиблинги ориентированы на использование стратегий проблемно-ориентированного копинга (решение проблемы). Они чаще, чем старшие и средние, стремятся решить проблему (U=491,5, p≤0,02; U=358, p≤0,03).

Страницы: 1 2


Мотивы деятельности
Это побуждение к действию, то ради чего ребенок учится. Мотивы деятельности Учебная задача Учебное действие преобразование моделирование Система мотивации включает в себя следующую группу мотивов: I Учебно-позновательные – они связаны с самой учебной деятельностью, ее содержанием и процессом; II. Мотивы, связанн ...

Природа и сущность человека
Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя[19]. Однако тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован. Прошли тысячелетия, а человек остался для себя загадкой: "Что есть человек?" Существо, наделенное сознанием? Но воп ...

Психолого-педагогические особенности общения. Характеристика общения
Существует множество дефиниций общения. Остановимся коротко на некоторых их них, чтобы более четко предствлять себе предмет данной работы. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общ ...