Сиблинговая позиция как предиктор значимых аспектов психосоциального
развития личности в юношеском возрастеСтраница 1
В классической и современной отечественной и зарубежной психологии представлены многочисленные научные факты, отражающие влияние порядка рождения детей на их положение в семье (сиблинговая позиция) и на развитие личности ребёнка в течение всей жизни (Адлер А., Толман У., Салловей Ф., Хоментаускас Г.Т., Захаров А.И., Bossard J., Bower B., Zajonc R. и др.).
Однако, несмотря на множество выдвинутых гипотез, объясняющих влияние порядка рождения на личность ребёнка, данные существующих на сегодняшний день исследований представляют собой совокупность противоречивых и неоднозначных фактов по данной проблематике. До сих пор недостаточно изученной оказывается степень связи порядка рождения со значимыми аспектами психосоциального развития личности в юношеском возрасте. Главной задачей юношеского возраста является установление близких отношений. Специфика решения данной задачи во многом будет зависеть от стиля романтической привязанности, присущего данному индивиду. В то же время отсутствие необходимого опыта романтических отношений у юношей и девушек порождает определённые сложности в их установлении и развитии. Становясь, таким образом, стрессогенной ситуация построения романтических отношений требует от юноши использования определённых стилей совладания с трудностями в сфере отношений с партнёром.
Нами было проведено эмпирическое исследование
, в ходе которого мы изучали особенности романтической привязанности и совладающего поведения у юношей и девушек от 18 до 25 лет (n=50), занимающих в своей родительской семье позицию старших (n=20), средних (n=10) и младших сиблингов (n=20). Целью исследования было изучение взаимосвязей сиблинговой позиции со значимыми аспектами психосоциального развития личности в юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели был составлен методический комплекс, включающий две методики
. Для определения стиля романтической привязанности использовалась методика «Мульти опросник измерения романтической привязанности у взрослых» К.А. Бреннана, П.Р. Швейера (адаптация Крюковой Т.Л., Екимчик О.А., 2006). Стили совладающего со стрессом поведения исследовались с помощью методики «Юношеская копинг-шкала» E. Frydenberg & R. Lewis (адаптация Крюковой Т.Л., 2002).
По результатам исследования оказалось, что у старших сиблингов в романтической привязанности наибольшей выраженностью характеризуются показатели доверия и сближения с партнёром. По сравнению с другими сиблингами, у старших детей наиболее высокими оказываются показатели самоподдержки (U=352, p≤0,06), а наименее выражены показатели ревности. При совладании с трудностями в романтических отношениях, как было выявлено, «первенцы» чаще всего предпочитают использовать стратегии отвлечения от проблемы.
Подобные результаты мы связываем с наличием в ранней истории привязанности старшего сиблинга негативного опыта, порождённого ситуацией «свержения с трона» после рождения младшего ребёнка. Резкое уменьшение внимания и сензитивности к потребностям «первенца» со стороны матери ведёт к восприятию им отношений привязанности как несущих опасность разочарований. Это проявляется в страхе самораскрытия и установления подлинной близости в юношеском возрасте. По этому, вероятно, вместо конструктивного разрешения трудностей, с которыми сталкиваются юноши при построении близких отношений, «первенцы», воспринимая их как субъективно более сложные, не пытаются их разрешить, а избирают стратегии отвлечения, позволяющие отчасти избежать повторения негативных переживаний.
В романтической привязанности средних сиблингов была выявлена высокая выраженность показателей по шкалам сближение с партнёром, доверие и амбивалентность. По сравнению с другими сиблингами, средние дети характеризуются наиболее высокими показателями фрустрации, ревности, амбивалентности, срастания с партнёром и наименьшими показателями по шкале самоподдержка. При совладании с трудностями в близких отношениях средние дети чаще предпочитают стратегии отвлечения. По сравнению с другими детьми в семье, совладающее поведение средних детей характеризуется более высоким ожиданием социальной поддержки и помощи друзей в трудных ситуациях. С нашей точки зрения, двоякое положение среднего сиблинга в семейной системе (и в качестве младшего, и в качестве старшего) приводит к непоследовательности паттернов привязанности матери по отношению к нему. В дальнейшем восприятие объекта привязанности как непоследовательного и непредсказуемого закрепляет в поведении индивида использование сильных аффективных реакций в качестве манипулятивных стратегий удержания партнёра, получения внимания и подтверждения его чувств. Тревога и сомнения в себе в отношениях привязанности, вероятно, обуславливают предпочтение средними сиблингами социально-ориентированного копинга как компенсации невозможности самостоятельно решить проблемы в романтических отношениях. Романтическая привязанность младших детей в семье характеризуется высокой выраженностью показателей по шкалам сближение с партнёром и ревность. По сравнению с другими сиблингами, младшим детям наиболее свойственно стремление к сближению с партнёром, наименее - ревность, фрустрация, амбивалентность и срастание с партнёром. При совладании с трудными ситуациями в романтических отношениях младшие сиблинги ориентированы на использование стратегий проблемно-ориентированного копинга (решение проблемы). Они чаще, чем старшие и средние, стремятся решить проблему (U=491,5, p≤0,02; U=358, p≤0,03).
Исторический обзор
Первые описания зависимых людей часто были уничижительными. В работах психиатров XIX века пассивность, неэффективность и чрезмерное послушание, характерные для этих пациентов, рассматривались как неудачи в нравственном развитии, и для описания этих людей использовались такие термины, как «беспомощные», «слабовольные» и «дегенераты». Хот ...
Формирование Я–концепции
Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однак ...
Принцип доброжелательности
Этот принцип говорит о том, что к каждому человеку должен быть подход, учитывающий его эмоциональные. Чувствительные особенности. В кругу членов тренинга необходимо установить доброжелательную, товарищескую атмосферу внимания и участия к каждому участнику. Этот принцип помогает хорошо расслабиться в коллективе и провести работу на высок ...