Эмпатическое взаимодействие » История становления понятия «эмпатия»

История становления понятия «эмпатия»

Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов XX в. Ранее, ученые использовали слово «симпатия», они употребляли его в широком смысле – как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие.

Понятие «симпатия» берет начало еще из древнегреческой философии. Но с ним также активно работали, исследовали многие американские ученые, такие как Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелер, Рибо. Можно с уверенностью сказать, что понятие симпатии прочно вошло в психологию, тем не менее, рабочим стало именно понятие эмпатии. Но даже сегодня нет единого определения, мнения, взгляда, понимание эмпатии не совпадает у ученых разных направлений и школ.

Т. Липпс активно разрабатывал теорию вчувствования, которая тесно связана с понятием эмпатии. Для него вчувствование – это специфический вид познания сущности предмета или объекта. Вчувствование в другого человека основано на желании обнаружить в нем такие же свойства, как у самого объекта, оно происходит путем подражания.

З. Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии человека осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражания. Он отмечал важность эмпатического взаимодействия, и писал, что проникновение в суть этого механизма даст возможность понять, как взаимодействуют люди друг с другом при тесном, личном общении.

М. Шеллер рассматривал эмпатию (тогда еще симпатию), как механизм познания, направленный на другую личность. Он выделял несколько уровней эмпатического взаимодействия: от низших форм до низших. Сопереживание – состояние слияния с объектом симпатии; сочувствие – участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, и наконец, истинная симпатия – высокое, рациональное состояние, на этом этапе происходит реализация человечности.

Психологи конца XIX века рассматривали «симпатию» на первичную эмоцию, на основе которой развиваются социальные чувства. Так, Т. Рибо, описывая феномен симпатии, разделяет его на два уровня. На низшем психофизиологическом уровне – это синергия (подражание двигательным стремлениям), а на более высоком – как синестезия («согласованность чувствований, переживаний, вызывающих сходные поступки»). (Ильин Е. П., 2007, стр. 390) Рибо отмечает сложный характер протекания эмпатического процесса, он не всегда сопровождается альтруистическим актом. Часто, когда люди видят переживания других, стремятся избавить себя от страданий и уходят от помощи.

В. Штерн тоже придерживался мнения о том, что симпатия является первичной эмоцией. Он разделяет «чувства к другим» (нежность, любовь) и «чувства с другими»» (сострадание, сорадость). Первые служат предпосылкой возникновения вторых. Только через сострадание к другим людям, через альтруистическое поведение, у ребенка может развиться чувство любви к близким.

В американской психологии понятием «симпатии» занимались такие ученые, как У. МакДауголл и Ф. Олпорт. МакДауголл выдвинул теорию инстинктивного происхождения эмпатии, как важного фактора для выживания стада. По его мнению, симпатия – чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции. Олпорт подверг критике эксперименты МакДауголла, он обратил внимание, что «’заражались’ экспрессивно выраженными эмоциями менее 50 % испытуемых, в то время как симпатия как инстинкт должна была проявиться у всех» (Ильин Е. П., 2007, стр. 391)

С. Аш выделял два типа симпатии – сопереживание и сочувствие. Первое явление – это переживание сходной с объектом эмоции, оно эгоистично по природе и направлено на себя, так как переживание отрицательных эмоции нередко провоцирует реакцию избегания травмирующих ситуаций. При сочувствии же переживания субъекта и объекта не тождественны.

Понятие «эмпатия» впервые ввел в психологию Э. Титченер, опираясь на представления Липпса о процессе вчувствования. Войдя в европейские языки, термин приобрел множество толкований и отчасти потерял свою специфику.

К. Роджерс предполагает, что находится в состоянии эмпатии – значит воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». И если этот важный оттенок «как будто» пропадает, то речь уже будет идти о «заражении» эмоцией другого человека и переживании ее в такой же степени.

Анализируя существующие определения эмпатии, Т.П. Гаврилова (1975) , пишет, что можно выделить четыре наиболее часто встречающихся:

1) понимание чувств, потребностей другого человека;

2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;

3) аффективная связь с другими, разделение состояния другого или группы;

4) свойство психотерапевта.


Выбор типа разогрева
Направленный и ненаправленный разогрев, выбор разогрева Меры, принимаемые директором для разогрева, могут зависеть от того, готов ли протагонист к действию с самого начала сеанса. 1. Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной те ...

Исследование профессиональной мотивации студентов. Цель, задачи исследования
Цель – исследование профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа. Задачи исследования: 1) Выявить мотивационный комплекс студентов; 2) Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация) в группе; 3) Определить уровень мотивации профессионально ...

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики. Значение сурдопсихологии для других отраслей психологии
Между сурдопсихологией и сурдопедагогикой существуют са­мые тесные взаимоотношения. Сурдопсихология раскрывает зако­номерности психического развития детей с недостатками слуха, выявляет, на каких этапах, у каких детей обнаруживается то или иное своеобразие в развитии. С помощью психолого-педагогиче­ских исследований сурдопсихология раск ...