Эмпатическое взаимодействие » Изучение эмпатии в гуманистической психологии

Изучение эмпатии в гуманистической психологии

Импульсом для развития представлений об эмпатии послужило зарождение нового направления в психологии – гуманистического. Благодаря гуманистической психологии и основателю этого направления, К. Рождерсу, понятие эмпатии стали обсуждать как в контексте психотерапии, так и в реальной человеческой жизни.

К. Рождерс пишет об эмпатии: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». … Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам <…>. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят». [14, 236]

К. Рождерсом и его последователями были проведены обширные исследования, выборка состояла из 600 учителей и 10 000 учеников. Исследования показали, какую весомую роль эмпатии в процессах обучения и воспитания. Ученый говорил об эмпатии как о важнейшем свойстве фасилитаторов. Так, фасилитатором, по его мнению, может быть не только психотерапевт; родителя, учителя, супруги также непременно должны содействовать процессу личностного роста, помогать учиться и налаживать контакты. Так у учеников учителей-фасилитаторов наблюдалась: лучшая посещаемость, меньшая вербальная агрессивность, более развитая «Я-концепция», хорошая успеваемость, более высокий IQ, рост творческих способностей.

К. Рождерс был прав, когда настаивал на том, что акт эмпатии может состоятся исключительно тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, слышите, слушаете.


Страх отвержения
Детьми и позже, в зрелом возрасте, избегающие пациенты делают ошибку, предполагая, что другие реагируют на них тем же самым негативным образом, как и критически важный для них человек. Они постоянно боятся, что другие обнаружат их недостатки и отвергнут их. Они боятся, что не смогут перенести дисфорию, которая, как они полагают, появитс ...

Роль остальных участников группы
Психодрама была первоначально задумана как форма групповой терапии. И хотя она может применяться и в индивидуальной, и в супружеской терапии, её максимальный эффект достигается в ситуации групповой терапии. В психодраме остальные члены группы являются также членами терапевтической команды, потому что они исполняют следующие три функции: ...

Выбор типа разогрева
Направленный и ненаправленный разогрев, выбор разогрева Меры, принимаемые директором для разогрева, могут зависеть от того, готов ли протагонист к действию с самого начала сеанса. 1. Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной те ...