Эмпатическое взаимодействие » Изучение эмпатии в гуманистической психологии

Изучение эмпатии в гуманистической психологии

Импульсом для развития представлений об эмпатии послужило зарождение нового направления в психологии – гуманистического. Благодаря гуманистической психологии и основателю этого направления, К. Рождерсу, понятие эмпатии стали обсуждать как в контексте психотерапии, так и в реальной человеческой жизни.

К. Рождерс пишет об эмпатии: «Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». … Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам <…>. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят». [14, 236]

К. Рождерсом и его последователями были проведены обширные исследования, выборка состояла из 600 учителей и 10 000 учеников. Исследования показали, какую весомую роль эмпатии в процессах обучения и воспитания. Ученый говорил об эмпатии как о важнейшем свойстве фасилитаторов. Так, фасилитатором, по его мнению, может быть не только психотерапевт; родителя, учителя, супруги также непременно должны содействовать процессу личностного роста, помогать учиться и налаживать контакты. Так у учеников учителей-фасилитаторов наблюдалась: лучшая посещаемость, меньшая вербальная агрессивность, более развитая «Я-концепция», хорошая успеваемость, более высокий IQ, рост творческих способностей.

К. Рождерс был прав, когда настаивал на том, что акт эмпатии может состоятся исключительно тогда, когда ваш собеседник чувствует, что вы его понимаете, слышите, слушаете.


Основные характеристики памяти
Память трудно свести к одному понятию. Память это - психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.[1] - способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.[ ...

Клиническая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Так ...

Когнитивная оценка. Общий клинический контекст
Нарциссические люди обычно обращаются за лечением, когда у них развивается причиняющее неудобства расстройство Оси I или когда они сталкиваются с какой-нибудь серьезной проблемой в отношениях с людьми. Основной причиной обращения нарциссических пациентов за лечением является депрессия. Для нарциссических личностей характерны следующие ф ...