Информация » Синдром эмоционального выгорания в правоохранительной сфере » Сущность синдрома эмоционального выгорания

Сущность синдрома эмоционального выгорания
Страница 1

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте. Эмоциональное выгорание обычно изучается на примере помогающих профессий (в нашем случае юристов – адвокатов), в то время как сам феномен выгорания встречается и в других сферах деятельности, связанных, например, с риском для жизни (работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний).

Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:

ü предельное истощение,

ü отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,

ü ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Это особенно характерно для адвокатов. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к «клиенту» через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к «клиенту», он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома выгорания является – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

1. Физические симптомы:

ü Усталость, физическое утомление, истощение.

ü Уменьшенный или увеличенный вес.

ü Недостаточный сон, бессонница.

ü Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям).

ü Затрудненное дыхание, отдышка.

ü Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.

ü Гипертензия (повышенное давление).

ü Язвы, нарывы.

ü Сердечные болезни.

2. Эмоциональные симптомы:

ü Недостаток эмоций, неэмоциональность

ü Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни.

ü Безразличие и усталость.

ü Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность.

ü Раздражительность, агрессивность.

ü Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.

ü Депрессия, чувство вины.

ü Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания.

ü Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив.

ü Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.).

ü Преобладает чувство одиночества.

3. Поведенческие симптомы:

ü Рабочее время больше 45 часов в неделю.

ü Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть.

Страницы: 1 2


Индивидуальные особенности понимания человека человеком
Уже на ранней ступени развития ребенка, когда он идет в детский сад, представления его о других людях определяются не просто поведением и действиями этих людей, а и тем, что представляет собой этот ребенок как личность, какие первичные черты характера у него к этому времени сформированы, как он умеет трудиться, контактировать с другими ...

Виды компетенций
В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они представляют собой основные образовательные конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа литературы можно прийти к выводу, что в зарубежных исследованиях эти категории часто синонимизируют ...

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни
В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спо­койным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они неред­ко вызывают раздражение, испуг, нарушают ...