Сущность синдрома эмоционального выгоранияСтраница 1
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте. Эмоциональное выгорание обычно изучается на примере помогающих профессий (в нашем случае юристов – адвокатов), в то время как сам феномен выгорания встречается и в других сферах деятельности, связанных, например, с риском для жизни (работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний).
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
ü предельное истощение,
ü отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,
ü ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Это особенно характерно для адвокатов. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к «клиенту» через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к «клиенту», он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком синдрома выгорания является – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
1. Физические симптомы:
ü Усталость, физическое утомление, истощение.
ü Уменьшенный или увеличенный вес.
ü Недостаточный сон, бессонница.
ü Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям).
ü Затрудненное дыхание, отдышка.
ü Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
ü Гипертензия (повышенное давление).
ü Язвы, нарывы.
ü Сердечные болезни.
2. Эмоциональные симптомы:
ü Недостаток эмоций, неэмоциональность
ü Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни.
ü Безразличие и усталость.
ü Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность.
ü Раздражительность, агрессивность.
ü Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.
ü Депрессия, чувство вины.
ü Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания.
ü Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив.
ü Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.).
ü Преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы:
ü Рабочее время больше 45 часов в неделю.
ü Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть.
Антисоциальное расстройство личности
Антисоциальные личности могут получать психотерапевтическую помощь в разных условиях, в зависимости от специфической смеси криминального поведения и клинической психопатологии. Это могут быть заключенные в тюрьме или исправительном учреждении, стационарные пациенты в психиатрической больнице или (реже) амбулаторные пациенты в поликлиник ...
Биографический очерк
Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родители Келли были очень религиозны, трудолюб ...
Научная проблема
Постановка проблемы – начало любого исследования. В отличие от житейской, научная проблема формулируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированой, т.е. сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.
Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы ...