Сущность синдрома эмоционального выгоранияСтраница 1
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте. Эмоциональное выгорание обычно изучается на примере помогающих профессий (в нашем случае юристов – адвокатов), в то время как сам феномен выгорания встречается и в других сферах деятельности, связанных, например, с риском для жизни (работники правоохранительных органов, системы исполнения наказаний).
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания:
ü предельное истощение,
ü отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,
ü ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Это особенно характерно для адвокатов. Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к «клиенту» через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к «клиенту», он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком синдрома выгорания является – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:
1. Физические симптомы:
ü Усталость, физическое утомление, истощение.
ü Уменьшенный или увеличенный вес.
ü Недостаточный сон, бессонница.
ü Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям).
ü Затрудненное дыхание, отдышка.
ü Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание.
ü Гипертензия (повышенное давление).
ü Язвы, нарывы.
ü Сердечные болезни.
2. Эмоциональные симптомы:
ü Недостаток эмоций, неэмоциональность
ü Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни.
ü Безразличие и усталость.
ü Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность.
ü Раздражительность, агрессивность.
ü Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.
ü Депрессия, чувство вины.
ü Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания.
ü Потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив.
ü Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены.).
ü Преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы:
ü Рабочее время больше 45 часов в неделю.
ü Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть.
Анализ результатов исследования депрессивных
состояний.
Данный метод исследования позволяет выявить у испытуемых депрессивное состояние, и состояния близких к депрессии. Результаты исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6. Результаты уровня депрессии у детей до и после проведения символдрамы.
Уровни депрессии
УД1, в %
УД2, в %
Состояние без депрессии
16,7
36,7 ...
Основные клинические стратегии
Часто, когда пациенты с расстройством личности приходят на лечение, они не заинтересованы в изменении существующих у них паттернов мышления и поведения. Вместо этого они приходят на лечение из-за диагноза Оси I, например депрессии, или по настоянию других людей. Это особенно справедливо для людей с ПАРЛ, так как они, вероятно, полагают, ...
Дерево целей
Организация и содержание коррекционной работы.
Работа с социальной подсистемой учитель-учащийся.
Работа должна строится как система семинарских занятий по предлагаемой схеме.
Предлагается три встречи с группой учителей, чьи ученики параллельно работают в психокоррекционной группе. В группе должно быть от 4 до 8 учителей. Лучше три за ...