Синдром эмоционального выгорания сотрудников
правоохранительной сферы и пути его преодоленияСтраница 1
Можно выделить следующие особенности работы сотрудников правоохранительной сферы.
А. Объект профессиональной деятельности обладает не только социальными, но и субъективными характеристиками: реагированием на профессиональное воздействие по своей собственной, а не профессиональной логике.
Б. Эти профессии обладают свойствами «встречного социального резонанса»: сами зависят от общества, общество зависит от них.
Особенности работы в правоохранительной сфере сами по себе являются условиями развития негативных симптомов, ведущих затем к формированию синдрома выгорания в целом. Имеются в виду следующие социально-психологические факторы деятельности:
1. Содержание деятельности: работа с задержанными, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными отличается противоречивым характером, поскольку связана, с одной стороны, с их перевоспитанием и ресоциализацией, а с другой, с жестким контролем над их поведением и постоянными контактами с криминальной субкультурой, которая сама по себе является закрытой и строго структурированной.
2. Особенности «клиентов»: воспитательная работа с задержанными, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными должна строится в рамках личностного подхода, который предполагает безоценочное, принимающее отношение к их особенностям, к их прошлому, настоящему и будущему, а также заинтересованность в их развитии и самореализации. С другой стороны, практически у каждого из работников правоохранительных органов существует психологический барьер, связанный с безоценочным отношением к осужденным, который либо игнорируется, либо скрывается и не находит своего адекватного выражения в профессиональной деятельности.
3. Временные параметры деятельности и объема работы: повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Этому также есть подтверждения в исследованиях В.Е. Орла, согласно которым между продолжительностью рабочего дня и выгоранием существует достоверная корреляционная связь.
4. Характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения. Описанные в литературе исследования (В.Бойко, В.Е.Орел) подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.
Самыкина Н. и Сулицкий В. провели исследование сотрудников пенитенциарной системы РФ (ИТУ) на предмет наличия синдрома эмоционального выгорания по методике В. Бойко (см. Приложение). Синдром эмоционального выгорания был выявлен более, чем у 60% испытуемых. Далее ими были даны следующие рекомендации для борьбы с синдромом эмоционального выгорания у сотрудников ИТУ, которые могут быть распространены и на всех работников правоохранительной сферы.
Большее значение имеет личностная готовность сотрудников к деятельности в условиях ИТУ.
Иногда термин «готовность» употребляется как синоним термина «пригодность». Однако, стоит отметить, что готовность – более интегральное образование, нежели «пригодность», потому что отражает целостное состояние личности, включающее в себя не только наличие способностей и качеств, необходимых в предстоящей деятельности, но и отношение к ней, выражающееся в потребностях, желаниях, мотивах.
Независимые факторы риска
болезни Альцгеймера
Главная причина роста числа пациентов с болезнью Альцгеймера – увеличение продолжительности жизни в развитых и в большинстве развивающихся стран. Дело в том, что у людей пенсионного возраста риск заболеть болезнью Альцгеймера увеличивается вдвое через каждые пять лет жизни. При такой зависимости чем выше количество пожилых людей в возра ...
Клиническая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Так ...
Общая характеристика аттракции и ее проявлений в межличностных отношениях. Понятие аттракции в социальной психологии
Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе [1, с. 21].
Аттракция — это и проц ...