Информация » Синдром эмоционального выгорания в правоохранительной сфере » Синдром эмоционального выгорания сотрудников правоохранительной сферы и пути его преодоления

Синдром эмоционального выгорания сотрудников правоохранительной сферы и пути его преодоления
Страница 1

Можно выделить следующие особенности работы сотрудников правоохранительной сферы.

А. Объект профессиональной деятельности обладает не только социальными, но и субъективными характеристиками: реагированием на профессиональное воздействие по своей собственной, а не профессиональной логике.

Б. Эти профессии обладают свойствами «встречного социального резонанса»: сами зависят от общества, общество зависит от них.

Особенности работы в правоохранительной сфере сами по себе являются условиями развития негативных симптомов, ведущих затем к формированию синдрома выгорания в целом. Имеются в виду следующие социально-психологические факторы деятельности:

1. Содержание деятельности: работа с задержанными, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными отличается противоречивым характером, поскольку связана, с одной стороны, с их перевоспитанием и ресоциализацией, а с другой, с жестким контролем над их поведением и постоянными контактами с криминальной субкультурой, которая сама по себе является закрытой и строго структурированной.

2. Особенности «клиентов»: воспитательная работа с задержанными, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными должна строится в рамках личностного подхода, который предполагает безоценочное, принимающее отношение к их особенностям, к их прошлому, настоящему и будущему, а также заинтересованность в их развитии и самореализации. С другой стороны, практически у каждого из работников правоохранительных органов существует психологический барьер, связанный с безоценочным отношением к осужденным, который либо игнорируется, либо скрывается и не находит своего адекватного выражения в профессиональной деятельности.

3. Временные параметры деятельности и объема работы: повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Этому также есть подтверждения в исследованиях В.Е. Орла, согласно которым между продолжительностью рабочего дня и выгоранием существует достоверная корреляционная связь.

4. Характер отношений с коллегами: ролевые, определенные уставом, отношения не позволяют удовлетворить потребность субъекта в самораскрытии, не предполагают эмоционально открытое, доверительное общение, что противоречит самой природе человека. Кроме того, имеет значение и степень профессиональной самостоятельности и независимости, необходимость принимать важные, социально значимые решения. Описанные в литературе исследования (В.Бойко, В.Е.Орел) подчеркивают важность такого фактора, как обратная связь, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

Самыкина Н. и Сулицкий В. провели исследование сотрудников пенитенциарной системы РФ (ИТУ) на предмет наличия синдрома эмоционального выгорания по методике В. Бойко (см. Приложение). Синдром эмоционального выгорания был выявлен более, чем у 60% испытуемых. Далее ими были даны следующие рекомендации для борьбы с синдромом эмоционального выгорания у сотрудников ИТУ, которые могут быть распространены и на всех работников правоохранительной сферы.

Большее значение имеет личностная готовность сотрудников к деятельности в условиях ИТУ.

Иногда термин «готовность» употребляется как синоним термина «пригодность». Однако, стоит отметить, что готовность – более интегральное образование, нежели «пригодность», потому что отражает целостное состояние личности, включающее в себя не только наличие способностей и качеств, необходимых в предстоящей деятельности, но и отношение к ней, выражающееся в потребностях, желаниях, мотивах.

Страницы: 1 2


Идеи П.Я. Гальперина, использованные для разработки программы тренинга
В программе данного тренинга использованы многие приёмы и методы, которые увеличивают эффективность обучения, в том числе задействованы элементы теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и понятий (см. Приложение 1 примечания к программе занятий). В полном варианте применение этой теории в рамках данного трени ...

Изучение эмпатии в социальной психологии
В социальной психологии эмпатия исследуется как свойство личности, облегчающей ее взаимодействие с другими людьми, это понятие раскрывается как способ принятия человеком определенной роли. С помощью понятия «эмпатия» мы можем изучать взаимоотношения между супругами, их ролевые ожидания. Эмпатия – необходимое свойство для продавца, кото ...

Использование ролевых игр
Ролевые игры можно использовать для развития навыка и преодоления комплексов, как при «тренинге ассертивности». Когда ролевая игра посвящена эмоционально значимой теме, обычно пробуждаются дисфункциональные когнитивные структуры. Они могут быть «проработаны» точно так же, как любые другие автоматические мысли. В обратной ролевой игре п ...