Виды образных явлений
Страница 1

К таким психологических категорий относится и категория образности? По своей сути данная категория одновременно является достаточно сложной, весомой и многоаспектной проблемой.

Образ - это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мислительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные персептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику, это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Следовательно, этимологически термин "образ" тяготеет к наглядности, наталкивает на мысль о внешнем виде предмета или явления. Рассматривая образ, прежде всего как многоступенчатую опосредованное отражение действительности, стоит акцентировать внимание на выявлении сущности самого отображения Термин "отображение" составляет содержательный результат, психическое образ, который отвечает сущности объекта и выступает в форме научного понятия или художественной интуиции.

Проблема отображения - это проблематика трех членов:

1) природа;

2) познание человека, сочетается с ее мозгом как высшим продуктом той же природы;

3) форма отражения природы в познании человека, эта форма составляет понятия, законы, категории и т.п., т.е. субъективные образы объективного мира.

Образ имеет и свою объективность, которая определяется по таким двум основным признакам:

1) сходство образа и объекта по структуре и сущностью;

2) значения - наличие в образе такой ценности, которая отвечает объективным потребностям.

Образы, отражающие в нашем сознании действительность, не являются статичными, неизменными, мертвыми вещами, они составляют динамические образования. Стоит попробовать зафиксировать определенный образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах видоизменяется, сдвигается, какой-то степени трансформируется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; те, выступающих одновременно и отступают, затеняются следующими.

Различают несколько видов образных явлений:

- образ восприятия - отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;

- образ воображения - вымышленный образ, который подан в представлении;

- послеобраз - модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;

- эйдетичний образ - четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени;

- фосфена - спонтанные световые ощущения;

- фантом - ощущение утраченной части тела;

- галлюцинация - иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективно неотделимо от образа восприятия.

В процессе познания окружающего мира образы-представлениязанимают промежуточное место между образами восприятия и образами воображения. Они составляют своего рода, меняющиеся динамические образования, которые каждый раз при определенных условиях снова воспроизводятся и отражают, сложную жизнь личности С. Л. Рубинштейн подчеркивает значимость указанных образов, прежде всего для внутренней жизни человека, ведь именно эти образы создают тот план, на котором оно разворачивается. Образы представления непосредственно связаны с предыдущим опытом человека, поскольку это процесс воспроизведения ранее воспринятых предметов, явлений и т.п.

В отличие от указанных образов, образы воображениявыполняют функцию преобразования результатов прошлого опыта, это прежде психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученного в предыдущем опыте. Образ - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Страницы: 1 2


Компьютерные игры
Игра, по мнению, Л.С. Выготского, является «первой школой мысли для ребенка, подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению». А так же является «едва ли не самым драгоценным орудием воспитания инстинкта» [24; 123,127]. Без игры ребенок расти не может, он познает себя и мир в игре ...

Теоретическая часть. Самосовершенствование личности. Мотивация. Понятие мотива и мотивации
Мотив (от лат. двигаю, толкаю) – это материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность. Мотив имеет три основные функции: 1. побудительная, она обеспечивает активацию и направление деятельности; 2. регуляционная – обеспечивает регуляцию деятельности в конкретных условиях; 3. смыслообразующая – о ...

Теоретическое осмысление
Всесторонние критерии ЗРЛ в поведенческой литературе пока отсутствуют. Общим при описании людей с этим расстройством является то, что их характеризуют как «крайне неуверенных в себе» (Marshall & Barbaree, 1984, p. 417). Но Туркат и Карлсон (Turkat & Carlson, 1984) придерживаются иного подхода и в случае одного пациента с ЗРЛ фор ...