Инстинкты. Внутреннее "Оно"
Страница 1

Если считать, что человек - такое же детище при-

роды, как и остальные известные нам живые существа, то

он в определенной мере наделен теми же качествами, что

и они. Если считать, что животные не наделены таким

разумом, как человек, то единственной точкой сопри-

косновения у них являются инстинкты. Как правило, у

человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

мосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть

размножения, которые, в свою очередь, складываются из

множества инстинктивных факторов. Причем эти два

инстинкта взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения

относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

ние, движения, то есть те необходимые жизненные функ-

ции, которые делают любой организм живым. Изначально

эти факторы были очень важны, но в связи с развитием

разума человека (Я) эти факторы как жизненнонеобходи-

мые утратили свое былое значение. Это произошло пото-

му, что у человека появились приспособления для добы-

вания пищи, он стал использовать пищу не только для

того, чтобы утолить голод, но и для удовлетворения

свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

ща стала доставаться ему все легче и легче, и на ее

добычу он стал тратить все меньше и меньше времени.

Человек стал строить для себя жилища и другие

приспособлен я и по максимуму обезопасил себе жизнь.

Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою

значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

ния, или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

нуться, которые до этого относились к инстинкту са-

мосохранения, согласно второму закону диалектики, пе-

решли в другое качество, то есть они перешли к "либи-

до". Итак, в результате эволюции, основной движущей

силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

Контроль "я"

Согласно теории Фрейда, "оно" набрало свою изна-

чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

В нашем случае разумом является "эго". Так как

инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

полнителем, то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

костью, то есть в строго концентрированном состоянии

"оно" находиться не может, потому что в этом случае

при сосредоточении одних инстинктов, человек из го-

мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

росту говоря, в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

ются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинк-

ты. Именно на этом этапе возникают первые противоре-

чия. Так как все находится в развитии и покой относи-

телен, то, следовательно, "я" и "оно" изменяются во

времени, причем если "оно" уже определилось, то "я" в

ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

положить, что каждому предмету и явлению соответствует

свое время и свое место, то, следовательно, и челове-

ческой психике присуще свое место и время в общей при-

роде. Говоря проще, человеческую психику можно срав-

нить с клеткой, где происходят соответствующие явле-

ния. Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

внутренним содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

нообразные мелкие процессы ). Во времени клетке надо

развиваться и, если внутреннее содержание уже сформи-

ровалось и претерпевает незначительные изменения, то

наружная оболочка с развитием культуры все растет и

утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как

там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

лее сжимая внутреннее содержание "оно". Наконец, дав-

ление внутри становится столь велико, что внутреннее

содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот

внутренний конфликт и является главным противоречием

между психосексуальным "оно" и контролирующем "я". Не

случайно с ростом и развитием культуры человечество

все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы. Но

Страницы: 1 2


Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. [46, c.19]. Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необхо ...

Роль педагогов в коррекции гиперактивности детей
В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагога с «трудным» ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении. Прежде всего, п ...

Наблюдение как метод научной психологии. Его виды
Наблюдение - исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осущес ...