Информация » История развития психогенетики в России » История близнецовых исследований

История близнецовых исследований
Страница 3

Психогенетические исследования самостоятельных психологических характеристик поначалу проводились в соответствии с теоретическими представлениями дифференциальной психофизиологии, что проявлялось в ориентации на динамические, а не на содержательные характеристики. Вначале список исследуемых характеристик практически исчерпывался особенностями общительности, тревожности и эмоциональности (Егорова М.С., Семенов В.В.,1988).

С начала 80-х годов психологическая проблематика в исследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследования становятся когнитивные характеристики - интеллект и когнитивные способности (см. обзор: Егорова М.С., 1988). С этого времени экспериментальные исследования проводятся вне теоретического контекста дифференциальной психофизиологии, при сохранении представлений об иерархическом строении индивидуальности. Возможной перспективой становится совместный психогенетический анализ психологических и психофизиологических характеристик, т.е. рассмотрение психофизиологических характеристик как опосредующего звена между генотипом и психологическими особенностями.

В конце 80-х годов одной из основных тем обсуждения в лаборатории становится вопрос о специфике психофизиологических и психологических признаков человека, включаемых в генетическое исследование, в связи с тем что накапливаются данные, свидетельствующие о зависимости механизмов наследственной детерминации психологических и психофизиологических признаков от их психологической структуры.

Еще в 1978 г. Т.А.Пантелеевой было показано, что генетический контроль параметров сенсомоторной деятельности обнаруживается лишь на уровне высокой автоматизации навыка. Тогда же в исследовании Т.М.Марютиной было обнаружено, что генетический контроль параметров зрительных ВП меняется в зависимости от экспериментальной ситуации, в которую включен исследуемый параметр. Исследование генетической обусловленности целостных (системных) психофизиологических образований, каковыми являются оборонительная и ориентировочная реакции (Кочубей Б.И.,1983), также подтвердило зависимость характера наследственной детерминации от специфики исследуемого звена соответствующей реакции. Наиболее отчетливо указанная зависимость выявилась при исследовании потенциалов мозга, связанных с движением (Малых С.Б.,1986). Оказалось, что генетический контроль параметров ПМСД на одно и то же, по биомеханической схеме, движение зависит от места, которое это движение занимает в психологической структуре действия. Генетический контроль более выражен, когда движение лишь средство выполнения, а не цель действия.

Таким образом, эти данные свидетельствуют о том, что фенотипически один и тот же психофизиологический признак, т.е. признак, имеющий одни и те же внешние проявления, может существенно различаться по своей психологической структуре и, соответственно, по соотносительному вкладу генотипических и средовых детерминант в его вариативность.

Данные о возрастной динамике генетического контроля поведения человека также говорят о зависимости наследственной детерминации от психологической структуры изучаемого признака, поскольку механизмы реализации психологической функции меняются в онтогенезе. Экспериментальные исследования А.Р.Лурии, проведенные еще в 30-е годы, показали, что на разных этапах онтогенеза одной и той же психической функции влияние генетических факторов оказывается различным, что, по его мнению, связано с качественной перестройкой психической деятельности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4


Самооценка
Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельност ...

От восприятия к поведению
Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Для простоты изложения эти структуры могут рассматриваться как действующие в логической линейной прогрессии. Например, воздействие опасного стимула активизирует соответствующую «схему опаснос ...

Психологическое измерение
Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизик ...