Информация » Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности » Психологические особенности взаимоотношений близнецов

Психологические особенности взаимоотношений близнецов
Страница 1

Близнецы – два или более ребёнка, родившиеся от одной многоплодной беременности. Окружающие люди и, особенно, семья нередко ожидают от близнецового сообщества единообразия, что может сформировать у детей зависимость друг от друга, ослабить развитие их самостоятельности и воли. Закрытое общение в близнецовой группе может стать причиной задержки психического развития детей. Существенным препятствием для становления личности близнецов является процесс идентификации себя с партнером. Так, они начинают использовать местоимение «я» позже, чем одиночные дети, и в разнообразных ситуациях говорят «мы». Для раскрытия особенных механизмов развития близнецов прежде всего необходимо анализировать не среду «вообще», в широкой совокупности её формальных характеристик, а те её конкретные элементы, с которыми близнецы-партнеры активно взаимодействуют, то есть актуальные условия становления их индивидуальности. Такими условиями являются прежде всего их специфические взаимоотношения с родителями, а также связь между партнерами в близнецовой паре. Очень важно, чтобы близнецы как можно раньше начинали общение со своими одногодками. Чем более широкий круг их общения с самого раннего детства, тем меньшая вероятность отставания в развитии языка, тем легче преодолевается опасность возникновения «близнецового языка» в паре. К тому же замкнутость детей друг на друге в дошкольный период осложняет их социальную адаптацию в младшем школьном возрасте (Гиндина Е. Д., 2006). Общение большинства детей начинается в семье и в течение многих лет семейная среда остается одним из главных факторов их личностного становления. К сожалению, родители не всегда понимают специфику «близнецовой ситуации» и нередко допускают ошибки в их воспитании. Воспитывая близнецов, родители должны выходить из того, что каждый из них в одинаковой мере нуждается во внимании, любви (Чернов Д. Н., 2003). Личность ребенка складывается под воздействием всего уклада жизни семьи. Именно поэтому важно, чтобы близнецы как можно раньше становились участниками общих семейных дел, однако желательно, чтобы у них не возникало «деление труда», где каждый выполняет лишь какие-то определенные функции. Очень часто большой проблемой в развитии близнецов становится их стремление к соперничеству друг с другом. За внимание к себе они соревнуются с рождения и при неправильном поведении взрослых это может привести к избыточному соперничеству. При умной регуляции подобное стремление «перегнать» партнера может содействовать более быстрому и успешному развитию обоих детей. Стремление отличаться один от другого, что может приобретать крайние формы, иногда выражается в некотором охлаждении и отчуждении в их отношениях. Близнецам намного тяжелее добиться признания собственного "Я", своей индивидуальности, ведь очень часто окружающие воспринимают их как часть целого – близнецовой пары. У близнецов процесс получения собственной неповторимости и собственного мнения происходит сложнее. Причины – в уникальной ситуации, когда двое (или больше) очень похожих малыша растут и развиваются неразлучно. Родительское поведение может задержать проявление самосознания у детей на много лет (Морозова Т. Б., 2003). Очень часто в семьях, где растут близнецы, родители не придают значение индивидуальным качествам каждого ребенка, воспринимая детей как единственное целое. В первые месяцы жизни ребёнка, особенно в грудном возрасте, возникает природный дуэт между родителями и ребенком. Дуэт, в котором родители постоянно улавливают его желание и соответственно реагируют. В семьях близнецов дуэт превращается в трио. Занимаясь близнецами, родители меньше прислушиваются к каждому из них, ведь приходится уделять внимание сразу двоим. Таким образом, у каждого из близнецов меньше шансов для самовыражения, они не такие требовательные и рано привыкают к компромиссам – не все делается соответственно их желаниям или инициативе. Обычно близнецы все время проводят вместе, что не дает ребенку побыть одному, наедине с собой, своими мыслями и ощущениями. Курт Винникот, британский детский врач и известный психоаналитик, часто вспоминал «необходимость побыть в одиночестве» как для взрослого, так и для ребенка. По его мнению, уже в первые месяцы жизни у новорожденного возникает потребность побыть в уединении: младенец много чему учится, общаясь с самим собой, познавая процессы, что происходят с его телом и душой. Так начинается самопознание, так рождается индивидуальность личности. Любой человек – ребенок или взрослый – остро нуждается в личном пространстве и времени, но у близнецов возможности уединиться ограниченные, они все время находятся друг с другом. Близнецы в паре функционируют часто как единственная система, что нередко каждый близнец воспринимает другого как часть самого себя, как свое продолжение и дополнение. Некоторым близнецовым парам свойственен дух соревнования и соперничества. Можно выделить такие типы отношений в близнецовых парах:

Страницы: 1 2


Анализ заинтересованных сторон
Школьный психолог Создает социально-психологические условия для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. Общее знание о ребенке помогает ответить на вопросы о том, благоприятна ли школьная среда для обучения и развития ребенка, может ли он успешно развиваться и если нет, то в чем причины. По ...

Нравственно-психологические качества руководителя
Нравственно-психологические качества являются необходимыми любому руководителю как нравственные ориентиры его деятельности. Без них он просто неспособен руководить коллективом. К сожалению, к такому пониманию мы приходим с немалым запозданием. Нравственная нетребовательность дает дорогу к руководящим должностям людям аморальным, что пр ...

Память и её развитие в детском возрасте. Общая концепция развития памяти
Основным положением концепции развития памяти является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.[13] В концепции развития ребёнка вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их ...