Информация » Проблемы развития детей от младшего школьного возраста до юности » Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков

Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков

В последние годы в психологии большое внимание уделяется феномену психологической безопасности, что отражается в большом количестве научных публикаций, посвященных различным аспектам данной проблемы. В части из них состояние безопасности характеризуется удовлетворенностью настоящим и уверенностью в будущем (С.К. Рощин), вероятностью достижения жизненных целей, ащищенностью интересов, позиций, идеалов и ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская). Важным, с нашей точки зрения, представлением о безопасности является ее понимание как важного условия возможности развития человека (Т.С. Кабаченко, С.Ю. Решетина, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухов, Е.А. Ходаковский и др.). По мнению американского психолога Р. Янов-Бульман, здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека. Базовые убеждения личности, как показано Р. Янов-Бульман, претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. С целью диагностики базовых убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, на основе которой вычисляются убеждения, свидетельствующие об уровне личностной безопасности, психической стабильности человека и его успешности в повседневной жизни.

Разделяя точку зрения о том, что чувство психологической безопасности является важным условием развития молодых людей, мы при помощи Шкалы, разработанной Р. Янов-Бульман, изучили степень выраженности этого чувства у старшеклассников четырех школ г.Томска. Представлялось важным исследовать именно эту категорию учащихся, поскольку для многих из них ситуация развития отличается высокой степенью психо-эмоционального напряжения в виду социальной значимости этапа окончания обучения в школе. Как показали результаты статистической обработки, старшеклассники характеризовались средней степенью выраженности психологической безопасности. Следовательно, можно сделать заключение о том, что в исследуемых школах, очевидно, обеспечены адекватные условия для развития молодых людей. В качестве одного из критериев развития, как известно, рассматривается достижение человеком высокого уровня социально-психологической адаптации.

В связи с этим, испытуемым был предложен опросник Социально-психологической адаптации (СПА), разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить ряд статистически значимых корреляционных связей между уровнем социально-психологической адаптации и показателями Шкалы базовых убеждений Следует отметить, что показатель адаптивности опросника СПА наиболее сильно коррелировал с показателями «благосклонность мира» (r=0,232; p=0,006), «справедливость мира» (r=0,237; p=0,005), «контролируемость мира» (r=0,264; p=0,002), «степень самоконтроля» (r=0,241; p=0,004), «степень везения» (r=0,350; p=0,000) и «убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения» (r=0,332; p=0,000). Наряду с этим, итоговый показатель адаптации опросника СПА был значимо связан с показателями «ценность собственного «Я» (r=0,338; p=0,000), «степень везения» (r=0,283; p=0,001) и «убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения» (r=0,322; p=0,000). Данные факты свидетельствуют о том, что достижению выпускниками школ высокого уровня СПА способствуют переживание ими чувства психологической безопасности, убежденность в благосклонности мира, высокая самооценка, убежденность в возможности контролировать жизненные события и свое поведение, а также оптимизм. Следовательно, именно эти качества должны стать мишенями психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие психологических ресурсов адаптации старшеклассников.

Таким образом, психологическое исследование, проводимое с использованием опросника СПА и Шкалы базовых убеждений, может предоставить важную информацию об образовательной ситуации в учебном учреждении с точки зрения создания условий, обеспечивающих адекватное развитие психологических ресурсов адаптации учащихся.


Лечение пациентов с антисоциальными чертами личности
Стратегии когнитивной психотерапии также можно использовать при работе с людьми, имеющими черты антисоциальной личности, но при этом не соответствующими критериям АРЛ полностью. Бретту (29 лет) потребовалась амбулаторная психотерапия после того, как у него нашли ворованные вещи. У него были некоторые характеристики безответственного и а ...

Тип 3:внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир
Легкий внешний мир по определению позволяет мгновенно осуществлять деятельность по достижению мотива. Легкость внешнего мира устраняет все процессы, протекающие между инициативой субъекта и реализацией мотива. Вся внутренняя структура деятельности и ее телесность при этом как бы выпадают, каждая отдельная деятельность, стоит ей только ...

Приемы самовоспитания воли
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий. 1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет ...