Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков
В последние годы в психологии большое внимание уделяется феномену психологической безопасности, что отражается в большом количестве научных публикаций, посвященных различным аспектам данной проблемы. В части из них состояние безопасности характеризуется удовлетворенностью настоящим и уверенностью в будущем (С.К. Рощин), вероятностью достижения жизненных целей, ащищенностью интересов, позиций, идеалов и ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская). Важным, с нашей точки зрения, представлением о безопасности является ее понимание как важного условия возможности развития человека (Т.С. Кабаченко, С.Ю. Решетина, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухов, Е.А. Ходаковский и др.). По мнению американского психолога Р. Янов-Бульман, здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека. Базовые убеждения личности, как показано Р. Янов-Бульман, претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения. С целью диагностики базовых убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базовых убеждений, на основе которой вычисляются убеждения, свидетельствующие об уровне личностной безопасности, психической стабильности человека и его успешности в повседневной жизни.
Разделяя точку зрения о том, что чувство психологической безопасности является важным условием развития молодых людей, мы при помощи Шкалы, разработанной Р. Янов-Бульман, изучили степень выраженности этого чувства у старшеклассников четырех школ г.Томска. Представлялось важным исследовать именно эту категорию учащихся, поскольку для многих из них ситуация развития отличается высокой степенью психо-эмоционального напряжения в виду социальной значимости этапа окончания обучения в школе. Как показали результаты статистической обработки, старшеклассники характеризовались средней степенью выраженности психологической безопасности. Следовательно, можно сделать заключение о том, что в исследуемых школах, очевидно, обеспечены адекватные условия для развития молодых людей. В качестве одного из критериев развития, как известно, рассматривается достижение человеком высокого уровня социально-психологической адаптации.
В связи с этим, испытуемым был предложен опросник Социально-психологической адаптации (СПА), разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить ряд статистически значимых корреляционных связей между уровнем социально-психологической адаптации и показателями Шкалы базовых убеждений Следует отметить, что показатель адаптивности опросника СПА наиболее сильно коррелировал с показателями «благосклонность мира» (r=0,232; p=0,006), «справедливость мира» (r=0,237; p=0,005), «контролируемость мира» (r=0,264; p=0,002), «степень самоконтроля» (r=0,241; p=0,004), «степень везения» (r=0,350; p=0,000) и «убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения» (r=0,332; p=0,000). Наряду с этим, итоговый показатель адаптации опросника СПА был значимо связан с показателями «ценность собственного «Я» (r=0,338; p=0,000), «степень везения» (r=0,283; p=0,001) и «убеждение относительно собственной ценности, способности управления событиями и везения» (r=0,322; p=0,000). Данные факты свидетельствуют о том, что достижению выпускниками школ высокого уровня СПА способствуют переживание ими чувства психологической безопасности, убежденность в благосклонности мира, высокая самооценка, убежденность в возможности контролировать жизненные события и свое поведение, а также оптимизм. Следовательно, именно эти качества должны стать мишенями психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие психологических ресурсов адаптации старшеклассников.
Таким образом, психологическое исследование, проводимое с использованием опросника СПА и Шкалы базовых убеждений, может предоставить важную информацию об образовательной ситуации в учебном учреждении с точки зрения создания условий, обеспечивающих адекватное развитие психологических ресурсов адаптации учащихся.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности подчеркивают необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии.
В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных ...
Подходы к лечению. Проблема доверия
Как и с большинством пациентов с расстройствами личности, психотерапевтические отношения с пациентами с ИРЛ сами по себе предоставляют хорошую возможность для проверки дисфункциональных мыслей, допущений и схем. В отличие от некоторых пациентов с расстройствами личности (например, пограничные, параноидные), с которыми проблемы доверия с ...
Исторический обзор
Первые описания зависимых людей часто были уничижительными. В работах психиатров XIX века пассивность, неэффективность и чрезмерное послушание, характерные для этих пациентов, рассматривались как неудачи в нравственном развитии, и для описания этих людей использовались такие термины, как «беспомощные», «слабовольные» и «дегенераты». Хот ...