Поисковый прогноз

Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами.

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для функционирования как общественного существа. Этот аспект развития описывается как процесс социализации. Социализация первоначально происходит во взаимодействии мать-ребенок, позже существенное значение приобретает отец, семья как целое, затем для ребенка важным становятся другие взрослые, дети. В младшем школьном возрасте для социализации ребенка важнейшее значение имеет школа.

Термин "социализация" многозначен. В самом общем виде его определяют как "влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей" (Кон. И.С. с.154) Важность и сложность этого процесса определяет объективные и субъективные трудности на пути социализации - и для взрослых, несущих ответственность за ребенка, и для самого ребенка. Объективные трудности связаны с наличием или отсутствием необходимых условий, прежде всего семейных, для прохождения каждого этапа социализации. Отсутствие необходимых внешних условий приводит к формированию неадаптивных форм поведения. С точки зрения педагога это может выглядеть как "невоспитанность" ребенка. Вполне благоприятное внешнее окружение не отменяет субъективных трудностей детей на пути социализации. Более сложные сочетания факторов развития несут в себе источник противоречий в развитии внутреннего мира ребенка. Часть возникает конфликт между "я" и "мы".: ребенок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную, то есть имеющую особое значение, являющегося ориентиром для принятия ребенком тех или иных решений - группу "мы" (вначале это семья, затем группа сверстников). Причиной этого может стать несоответствие требований взрослых реальным возможностям ребенка.

Возможны различные варианты нарушений школьной адаптации у детей, испытывающих трудности в условиях начальной школы испытывают дети с низким уровнем социализации, активно противостоящие требованиям социального окружения, а также дети с гиперсоциальными тенденциями (это "слишком правильные") дети. Первоклассники с тенденцией к гиперсоциализации, тормозящей спонтанность, творческое начало ребенка, однозначно нуждается в психологической помощи. Но, как правило, такие дети не вызывают беспокойства у педагогов, так как легко вписываются во все режимные моменты учебного дня. К психологу обычно направляются дети с низким уровнем социализации, дети, чье "я" активно противостоит социализирующим попыткам окружения. Неумение подчинить свои желания требованиям коллективной работы и коллективного взаимодействия, негативизм и конфликтность очень скоро закрепляют за ребенком репутацию "трудного". Действительно, общаться и договориться с таким ребенком в социальном контексте трудно. Но ему и самому тоже нелегко.

Трудности и неудачи в личностных отношениях, переживаемые детьми, могут привести к искажениям в развитии их личности, в частности к искажению самооценки. Генерализованные изменения самооценки приводят к искажению представления о себе, "Я-концепции". Дети с искажением "Я-концепций" имеют неустойчивую самооценку, повышенно чувствительны, эмоционально неустойчивы, тревожны и неуверенны. Внутренние переживания вначале осознаются как невозможность соответствовать требованиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем - как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников.

Психологическая помощь детям, оказанная на ранних этапах формирования неадаптивных форм поведения и неадекватных представлений о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию. Наиболее, с моей точки зрения, комплексный подход к коррекции личностных и поведенческих трудностей состоит в воздействии на все стороны жизни ребенка, включение в оказание помощи ребенку всех подсистем его социального окружения.


Диагностические критерии шизоидного расстройства личности по DSM-III-R
А. Тотальный паттерн безразличия к социальным отношениям и ограниченный диапазон эмоционального опыта и экспрессии, начинающиеся в ранней взрослости и существующие в разных контекстах, на что указывают по крайней мере четыре из следующих признаков: 1) больной не желает вступать в близкие отношения (включая отношения в рамках семьи) и н ...

Последствия невыраженной роли отца в семье
«Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная и ...

Галлюцинации, пути и приёмы преобразования
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния. Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произ ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]