Информация » Воображение как психический познавательный процесс » Теоретические аспекты изучения воображения. Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

Теоретические аспекты изучения воображения. Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе
Страница 1

Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.

Сначала человек тщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный образ, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливается совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением [ 16, с. 187].

Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.

Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [ 14,с. 260 ].

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил : « Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[ 6, с. 134 ]. Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Виды воображения различаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение ( рис.1 ) [ 25, с. 285 ]. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах и т. п.

Страницы: 1 2 3


Теория расстройств личности
В этой главе представлена целостная теория расстройств личности в широком контексте их происхождения и развития, а также функционирования личности. Главный вопрос при этом состоит в том, как формируются и работают личностные процессы, служащие адаптации. Перед изложением основ нашей теории расстройств личности мы рассмотрим соответствую ...

Нормативный прогноз
Работа с детьми предполагает учет фактора развития. Значительная часть проявлений детей, в особенности поведенческого уровня, с течением времени неизбежно будет заменена другими в соответствии с изменениями, присущими возрастным сдвигами. Принятие гипотезы о том, что любое проявление поведения ребенка имеет какое-то приспособительное зн ...

Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором)
При составлении программы развития мы использовали методические пособия О.М. Дьяченко, Венгер В., Поу Р., Кравцова Е. Е и других авторов, придерживаясь следующих принципов: формировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки; новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; содержание развивающих техни ...