Теоретические аспекты изучения воображения. Понятие о
воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основеСтраница 1
Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.
Сначала человек тщательно знакомится с образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный образ, а затем воспроизводит его при создании подобной вещи. Но когда изготавливается совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением [ 16, с. 187].
Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.
Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [ 14,с. 260 ].
Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил : « Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение»[ 6, с. 134 ]. Связь воображения с мышлением ярко появляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Виды воображения различаются по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение ( рис.1 ) [ 25, с. 285 ]. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах и т. п.
![]() |
Структура Я–концепции
Имея возможность убедиться, во многих психологических теориях Я–концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует не ее универсального определения, не единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, предлага ...
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Ключевые слова для обсессивно-компульсивных личностей — «контроль» и «должен». Эти люди так тщательно выбирают средства, необходимые для достижения цели, что средства сами по себе становятся целью. Для них «порядок есть благочестие».
Представление о себе. Они считают себя ответственными за себя и за других. По их мнению, для достижения ...
Типы изображений
Перед практиками и теоретиками арттерапии стоит нелегкая задача: как разделить в детском рисунке, творчестве то, что является следствием умственного развития ребенка, и то, что говорит о его индивидуальных личностных особенностях. Р. Альшулер и Э. Крамер считают, что, хотя рисунки детей и отражают типичную логику развития детской изобра ...