Информация » Воображение как психический познавательный процесс » Теоретические аспекты изучения воображения. Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

Теоретические аспекты изучения воображения. Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе
Страница 2

Рис.1 Виды воображения

Произвольное воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работа воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам сюжет игры [5, с.452].

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены в определённых предметах культуры. Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей, схем, знаков и т.д.

Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков.

Таким образом, воссоздающее воображение – это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обмениваться опытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей [18, с.248].

Особой формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни человека. Образы, которые человек создаёт в своих мечтах, отличаются ярким, живым конкретным характером, эмоциональной насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда, когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в фантазию.

Нейрофизиологической основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация ( распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга – гипоталамолимбической системе [ 12,с. 178 ].

Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идёт процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.

Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотрим более подробно каждый.

Страницы: 1 2 3


Личность учителя как важнейший фактор воспитания подрастающего поколения
Педагогическая психология, как известно, включает специальный раздел – "психология учителя", где подчеркивается важнейшая социальная роль учителя, его место и функции в обществе. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической ...

Некоторые типичные автоматические мысли при шизоидном расстройстве личности
- Я предпочел бы делать это сам. - Я предпочитаю быть один. - У меня нет никакой мотивации. - Я просто притворяюсь. - Зачем беспокоиться? - Кого это заботит? Из автоматических мыслей и недостатка таких мыслей можно сделать выводы относительно основных установок, убеждений и допущений пациента. И вновь очевидны темы изоляции и отчу ...

Взаимодействие психотерапевта и пациента
Клиницистам рекомендуется разъяснять пациентам, что они играют роль не арбитра или судьи, а скорее помощника или партнера в оценке личности. Цель психотерапии состоит в том, чтобы рассмотреть эффективность текущих выборов пациента и обучить его когнитивной стратегии достижения успеха. Вместо нравоучений психотерапевт пытается указывать ...