Структура личностиСтраница 2
Таким образом, человек может быть описан, как самоорганизующаяся замкнутая система, составные элементы которой (органы, клетки и молекулы) – материальные носители энергии и информации. Информация есть причина всех изменений, происходящих в организме и психике, фактор их самоорганизации и управления.
Похожее описание человека, как энергоинформационного существа, дано у Карлоса Костанеды, утверждавшего, что "человек – это воспринимающий сгусток чистой энергии". Автор, используя такой подход, предлагает ввести структуру личности на основе последовательности ввода, обработки, хранения и вывода информации, абстрагируясь от ее материальных носителей.
Толчком для составления структуры личности послужила работа Роберта Дилтса [1], глубокого специалиста в области теории и практики НЛП. В ней он предложил использовать в НЛП понятия поверхностных и глубинных информационных структур, предложенных Наумом Хомским и развитых Гюнтером Стентом. Последний является автором понятия "структурализм", выдвигаемого в качестве решения непримиримого конфликта между материализмом и идеализмом. По мнению Р. Дилтса и Г. Стентона, для человека "реальность является набором информационных структур, полученных путем трансформации первичных данных о мире". Преобразование первичных данных в структуры включает в себя процессы избирательного опущения, искажения или обобщения информации. Таким образом, сознание не может, в точном смысле этих слов, ни полностью отражать (материализм), ни конструировать (идеализм) реальность. Первичные данные о мире приобретают для человека смысл и значимость только после ряда операций, которые преобразовывают их в нечто, соотносящееся с ужу существующими в нем структурами. Последние образовываются из информации, освоенной и присвоенной в результате предыдущего опыта. Р. Бэндлер и Дж. Гриндер в своей книге "Структура магии" использовали две градации информационных структур – глубинные и поверхностные, обращая особенное внимание на то, как поверхностные структуры (речь, мимика, жесты) отражают глубинные (идеи, эмоции, убеждения и ценности). Вместе с тем отмечается, что существует много уровней последовательно более глубоких структур в строении и организации различных систем.
Излагаемый далее материал является результатом влияния этих взглядов. Возможные ошибки и несуразицы полностью ложатся на совесть автора.
Рационально подразделять все структуры по степени трансформации первичных данных о мире на поверхностные, промежуточные и глубинные. Входные поверхностные структуры осуществляют предварительную обработку информации, поступающей от органов чувств, выходные – сообщают ее другим людям. Промежуточные структуры обрабатываю данные с целью передачи их глубинным элементам, и вырабатывают ответную реакцию. Глубинные структуры осуществляют накопление и обобщение жизненно важных данных.
На рис. 1 показана принципиальная структура живого существа.
(поверхностная структура) |
Действия и реакции (поверхностная структура) |
![]() |






(поверхностная структура) |
Приоритеты (поверхностная структура) |
Шесть этапов развития ребёнка в зеркале символдрамы.
ЭТАП ПЕРВЫЙ: Фаза шизоидности
Психика ребенка развивается ритмически. Стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению (рис.1). С ростом физических свобод, обусловленных развитием ребенка, увеличиваются возможности направлять вовне психическую активность.
Как это ни звучит парадоксально, но во время внутриутробного ...
Лечение пациентов с антисоциальными чертами личности
Стратегии когнитивной психотерапии также можно использовать при работе с людьми, имеющими черты антисоциальной личности, но при этом не соответствующими критериям АРЛ полностью. Бретту (29 лет) потребовалась амбулаторная психотерапия после того, как у него нашли ворованные вещи. У него были некоторые характеристики безответственного и а ...
Переход от непроизвольной к произвольной памяти
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов завис ...