Информация » Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда » Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир

Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир
Страница 1

Ф.Е. Василюк рассматривает первую из возможных ситуаций как сочетание простого внутренне и легкого внешне жизненных миров.

Внутренний мир человека рассматривается как простой, когда у субъекта в каждый момент времени существует лишь одна актуализированная потребность. Это возможно также в случае, когда реализуемое жизненное отношение застилает собой весь горизонт психологического мира, создавая впечатление своей единственности и заставляя, таким образом, забыть о других отношениях и возможных последствиях для них этого удовлетворения.

Внешний мир рассматривается как легкий, когда удовлетворение потребности происходит сразу при ее возникновении. В легком внешнем мире между потребностью и предметом ее удовлетворения (ценностью) нет никакой деятельности, никакого расстояния; они как бы непосредственно соприкасаются. В силу этого субъект не знает никаких «там» и «потом», у него нет понятий длительности, последовательности, протяженности, нет прошлого и будущего. Каждое реализуемое отношение заполняет его полностью. Здесь как бы не существует разделения на субъект и объект. Внешний мир соприроден жизненному, и поэтому в психологическом мире отсутствуют те особые феномены, которые своим наличием проявляли бы внутри психологического мира присутствие мира внешнего и служили бы, таким образом, своеобразной границей между ними.

Другими словами, простота (и тем более односоставность как один из ее вариантов) внутреннего мира означает безоглядную погруженность в реализуемое жизненное отношение, прикованность к данному месту хронотопа. Описываемому психологическому миру присущ такой хронотоп, в котором не существует перспективы и ретроспективы, прошлое и будущее как бы вдавлены в настоящее, точнее, еще не вычленены из него.

Прототипом такой жизни являются условия утробного и младенческого существования человека. Они составляют основу инфантильного мироощущения, которое подспудно присутствует в каждом человеке.

Инфантильному мироотношению соответствует установка на «здесь и теперь» удовлетворение потребности, не требующее усилий и ожидания, с полным обладанием объектом потребности, отождествлении с ним.

Целью и высшей ценностью такой жизни является удовольствие. Активность человека с таким мироотношением подчинена сиюминутным импульсам. Перед инфантильным сознанием не встают вопросы о том, адекватно ли стремление к удовольствию, обеспечено ли оно бытийно, гарантировано ли на какой-то отрезок времени, ценой каких последствий оно достигнуто и т.д

Опыт легкой и простой жизни приводит к пассивности субъекта, так как в описанных условиях не требуется никакая деятельность по преодолению внешнего мира. Поэтому, если вдруг возникает критическая ситуация невозможности удовлетворения, она переживается им как смерть, крах, ужас. Он не знает, что это может когда-нибудь кончиться, не предпринимает никаких действий в силу своей пассивности, и в результате колеблется между состояниями ужаса и блаженства. В этом мире, взятом во всей чистоте его характеристик, переживанию вообще нет места, поскольку легкость и простота мира, т. е. обеспеченность и непротиворечивость всех жизненных процессов, исключают возможность возникновения ситуаций, требующих переживания. Более того, даже когда бытие вдруг перестает по тем или иным причинам быть легким и простым,субъект,не будучи способным "ответить" на возникшую критическую ситуацию ни внешней практической деятельностью, ни идеальными преобразованиями психологического мира, отвечает на нее единственно доступными ему средствами — внутрителесными изменениями. Последним соответствует понятие физиологических стрессовых реакций.

В сложном и/или трудном мире субъектом может быть выработано соответствующее этому мироустройству сознание, но оно не упраздняет инфантильного сознания, не становится на его место, а надстраивается над ним, вступая с ним в сложные, а иногда антагонистические отношения.

Страницы: 1 2


Актуальность этнопсихологических знаний
Актуальность этнопсихологических знаний определена тем, что в Российской Федерации 89 субъектов с полиэтническим составом. Этническая структура населения очень сложна - в материалах переписи Российский Федерации было выделено 128 народов. С распадом эта сфера человеческих отношений оказалась одной из самых уязвимых во взаимодействии этн ...

Психологическое измерение
Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента. Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения им окружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизик ...

Влияние отца на психическое развитие ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как: - доступность для ребенка, - включенность в совместную деятельность с ним, - ответственность за материальное обеспечение, - ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных ...