Информация » Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда » Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир

Тип 1: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир
Страница 1

Ф.Е. Василюк рассматривает первую из возможных ситуаций как сочетание простого внутренне и легкого внешне жизненных миров.

Внутренний мир человека рассматривается как простой, когда у субъекта в каждый момент времени существует лишь одна актуализированная потребность. Это возможно также в случае, когда реализуемое жизненное отношение застилает собой весь горизонт психологического мира, создавая впечатление своей единственности и заставляя, таким образом, забыть о других отношениях и возможных последствиях для них этого удовлетворения.

Внешний мир рассматривается как легкий, когда удовлетворение потребности происходит сразу при ее возникновении. В легком внешнем мире между потребностью и предметом ее удовлетворения (ценностью) нет никакой деятельности, никакого расстояния; они как бы непосредственно соприкасаются. В силу этого субъект не знает никаких «там» и «потом», у него нет понятий длительности, последовательности, протяженности, нет прошлого и будущего. Каждое реализуемое отношение заполняет его полностью. Здесь как бы не существует разделения на субъект и объект. Внешний мир соприроден жизненному, и поэтому в психологическом мире отсутствуют те особые феномены, которые своим наличием проявляли бы внутри психологического мира присутствие мира внешнего и служили бы, таким образом, своеобразной границей между ними.

Другими словами, простота (и тем более односоставность как один из ее вариантов) внутреннего мира означает безоглядную погруженность в реализуемое жизненное отношение, прикованность к данному месту хронотопа. Описываемому психологическому миру присущ такой хронотоп, в котором не существует перспективы и ретроспективы, прошлое и будущее как бы вдавлены в настоящее, точнее, еще не вычленены из него.

Прототипом такой жизни являются условия утробного и младенческого существования человека. Они составляют основу инфантильного мироощущения, которое подспудно присутствует в каждом человеке.

Инфантильному мироотношению соответствует установка на «здесь и теперь» удовлетворение потребности, не требующее усилий и ожидания, с полным обладанием объектом потребности, отождествлении с ним.

Целью и высшей ценностью такой жизни является удовольствие. Активность человека с таким мироотношением подчинена сиюминутным импульсам. Перед инфантильным сознанием не встают вопросы о том, адекватно ли стремление к удовольствию, обеспечено ли оно бытийно, гарантировано ли на какой-то отрезок времени, ценой каких последствий оно достигнуто и т.д

Опыт легкой и простой жизни приводит к пассивности субъекта, так как в описанных условиях не требуется никакая деятельность по преодолению внешнего мира. Поэтому, если вдруг возникает критическая ситуация невозможности удовлетворения, она переживается им как смерть, крах, ужас. Он не знает, что это может когда-нибудь кончиться, не предпринимает никаких действий в силу своей пассивности, и в результате колеблется между состояниями ужаса и блаженства. В этом мире, взятом во всей чистоте его характеристик, переживанию вообще нет места, поскольку легкость и простота мира, т. е. обеспеченность и непротиворечивость всех жизненных процессов, исключают возможность возникновения ситуаций, требующих переживания. Более того, даже когда бытие вдруг перестает по тем или иным причинам быть легким и простым,субъект,не будучи способным "ответить" на возникшую критическую ситуацию ни внешней практической деятельностью, ни идеальными преобразованиями психологического мира, отвечает на нее единственно доступными ему средствами — внутрителесными изменениями. Последним соответствует понятие физиологических стрессовых реакций.

В сложном и/или трудном мире субъектом может быть выработано соответствующее этому мироустройству сознание, но оно не упраздняет инфантильного сознания, не становится на его место, а надстраивается над ним, вступая с ним в сложные, а иногда антагонистические отношения.

Страницы: 1 2


Что такое Я–концепция
О человеке, его прошлом, его настоящем и будущем написано бесконечно много. Но все так, же велико стремление людей к постижению себя и человечества. Философы, социологи, антропологи, генетики, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, поня ...

Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников. Характеристика выборки исследования
В эксперименте участвовало 40 детей старших массовых групп ТМДОУ "Детский сад "Белоснежка" г. Дудинки, из которых 20 человек составили экспериментальную группу (старшая А) и 20 человек - контрольную группу (старшая Б). Возраст участников эксперимента от 5 до 6 лет. Таблица 1. Список детей экспериментальной группы № ...

Приемы самовоспитания воли
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий. 1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет ...