Понятие стресса, его виды
Страница 1

Первым человеком, который дал определение понятия стресса, был канадский врач и биолог Ганс Селье (1907-1982). За свою насыщенную жизнь он очень много времени отдал изучению стресса и всего что связано с этим явлением. По Г. Селье "стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" или "общий адаптационный синдром". Само понятие стресса довольно обширное и имеет много разных истолкований: "Стресс - это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов". Зачастую понятие зависит от концепции, от которой отталкивается автор. Рассматривая понятие стресса с точки зрения влияния эмоций на сложившиеся обстоятельства окружающего мира, некоторые специалисты дают такие определения как: "Стресс - возникающий в сложных условиях феномен психической деятельности" (Наенко). Состояние стресса достигается людьми, занимающимися сложной работой, сопровождаемой плохими условиями. Ганс Селье выделял три стадии этого "общего адаптационного синдрома": первая стадия "тревоги" несёт за собой смысл резкого падения сопротивляемости организма, он испытывает серьёзные трудности; далее следует стадия "адаптации" - происходит адаптация к внешним условиям и заключительной стадией является "истощение" - резкое снижение активных свойств организма.

Специалисты и учёные, занимающиеся учением стрессом и всеми его отраслями, поделили его на два вида: эвстресс и дистресс.

Эвстресс - вид "положительного" стрессового состояния, который мобилизует множество внутренних процессов организма, активизирует память, познавательную деятельность.

Дистресс - вид "отрицательного" стрессового состояния, в котором организм энергетически ослаблен, наиболее подвержен болезням, чувствует физическую и моральную усталость. Ведут к депрессии, которые в затяжном состоянии ведут к серьёзным болезням, требующим врачебного вмешательства.

Депрессия - неспецифическая реакция организма на стресс.

Однако, вернёмся к определению стресса по Г. Селье. Чтобы полностью понять это определение, нужно сначала разобраться, что подразумевается под понятием "неспецифический ответ".

Всё, что нас окружает, имеет специфическое влияние на наш организм, заставляя его так или иначе реагировать на изменения, происходящие внутри него или снаружи, в окружающем мире. Как только на наш организм было оказано какое-либо влияние, он принимается за работу над восстановлением привычной ему атмосферы. Г. Селье подробно изложил этот момент в книге "Стресс без дистресса": "Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым - это и есть сущность стресса." Из этого вытекает то, что суть стресса одна - неспецифическое поведение организма и, что вызвало эту реакцию - радость или подавленность, положительный фактор или отрицательный - никакой разницы нет.

Крайне важным Г. Селье считал почерпнуть, чем стресс не является. В нашей повседневной жизни, само слово стресс настолько часто употребляется, что точность его определения стала крайне размытой. У многих стресс ассоциируется с нервным возбуждением или крайне сильным эмоциональным напряжением. Биологический стресс может возникнуть и при игре в шахматы или когда человек неожиданно спотыкается. Биологическая реакция одна и та же, что и если человек прыгает с парашютом, разница лишь в интенсивности организма при достижении стабилизации.

Страницы: 1 2


Механизмы развития психосоматических заболеваний.
В понимании механизмов психосоматических расстройств очень важными являются теории И.П. Павлова и его учеников (К.М. Быков). Согласно учению об условных рефлексах, психосоматические процессы – сложные, структурированные рефлексы. В их основе лежит принцип проторения пути. Большой интерес представляют также работы П.К. Анохина и Н.П. Бе ...

Совершенствование памяти в детском возрасте. Развитие произвольной памяти в детском возрасте
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития ег ...

Критерии пассивно-агрессивного расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн пассивного сопротивления требованиям в социальной и профессиональной сферах, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять из следующих признаков: 1) откладывает работу, то есть не делает того, что нужно для выполнения работы в срок; 2) становится мрачны ...