Изучение эмпатии в психологии личности
А психологии личности исследуются взаимосвязь личностных характеристик индивидов и степень выраженности у них эмпатии.
Коттрел и Даймонд в своей совместной работе сопоставляли уровень эмпатии, полученный в результате исследования испытуемых, с фактами их биографии. Выяснилось, что люди, у которых уровень эмпатийности достаточно высокий, обладают такими качествами, как: оптимизм, эмоциональность, пластичность, заинтересованность в других. Лица, обладающие низким уровнем эмпатии интровертны, ригидны, сдержаны, эгоцентричны, она не нуждаются в эмоциональной привязанности к другим людям.
Бронфенбреннер исследовал сензитивных людей и описал их как восприимчивых, отзывчивых, неуверенных в себе, такие люди боятся обидеть других, не способны к лидерству, зато внимательны и могут верно сулить о людях.
По данным Сальзера и Бергласа, чем выше развита эмпатийность у людей, тем они более будут снисходительным. Такие субъекты, например, в меньшей степени склонны предписывать вину людям, требовать жестких наказаний за проступки.
В некоторых работах по психологии личности так же, как и в детской психологии, исследуется проблема взаимосвязи эмпатии и мотива альтруистического поведения. Либхарт предположил, что стремление помочь другому человеку напрямую связано с желанием избавиться от дискомфорта, которое испытывает субъект в момент переживания. Поэтому, чем ближе нам человек, тем легче будет оказывать ему помощь. Также было обнаружено, что более развитой эмпатией и желанием помогать другим обладают женщины. Мы можем найти многочисленные примеры из жизни, которые не опровергают, а наоборот, лишь подтверждают это положение.
Т. И. Пашукова выдвинула гипотезу о том, что «в возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и познавательные процессы и воображение». [11, 90] Руководствуясь этим положением, исследователи пытались установить взаимосвязь между свойствами интеллектуальных процессов и эмпатией.
«Для установления связи эмпатийности с некоторыми свойства мышления применялась известная методика Ланчинзов. Выяснилось, регидно ли мышление испытуемых, а также чувствительность их к установке и степень ее фиксированности» [11, 90].
Объектом исследования стали три группы студентов третьего курса факультета английского языка педагогического института (32 человека). Исследователи руководствовались такими рассуждениями: для изучения иностранного языка требуется хорошо развитая ассоциативная память и установка на запоминание. Как и оказалось в ходе исследования: у многих студентов была обнаружена ригидность мышления и чувствительность к установке. Это свидетельствовало о некоторой связи эмпатии и свойств их мышления.
Принципы университетского образования
Главными принципами университетского образования (С.И. Гессен) считают:
– полноту представленного в университете научного знания;
– дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;
– способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых.
Как понимают полноту представленности научного знания ...
Личностные характеристики «проблемных» детей
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний ...
Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в
чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав ра ...