Эмпатическое взаимодействие » Изучение эмпатии в психологии личности

Изучение эмпатии в психологии личности

А психологии личности исследуются взаимосвязь личностных характеристик индивидов и степень выраженности у них эмпатии.

Коттрел и Даймонд в своей совместной работе сопоставляли уровень эмпатии, полученный в результате исследования испытуемых, с фактами их биографии. Выяснилось, что люди, у которых уровень эмпатийности достаточно высокий, обладают такими качествами, как: оптимизм, эмоциональность, пластичность, заинтересованность в других. Лица, обладающие низким уровнем эмпатии интровертны, ригидны, сдержаны, эгоцентричны, она не нуждаются в эмоциональной привязанности к другим людям.

Бронфенбреннер исследовал сензитивных людей и описал их как восприимчивых, отзывчивых, неуверенных в себе, такие люди боятся обидеть других, не способны к лидерству, зато внимательны и могут верно сулить о людях.

По данным Сальзера и Бергласа, чем выше развита эмпатийность у людей, тем они более будут снисходительным. Такие субъекты, например, в меньшей степени склонны предписывать вину людям, требовать жестких наказаний за проступки.

В некоторых работах по психологии личности так же, как и в детской психологии, исследуется проблема взаимосвязи эмпатии и мотива альтруистического поведения. Либхарт предположил, что стремление помочь другому человеку напрямую связано с желанием избавиться от дискомфорта, которое испытывает субъект в момент переживания. Поэтому, чем ближе нам человек, тем легче будет оказывать ему помощь. Также было обнаружено, что более развитой эмпатией и желанием помогать другим обладают женщины. Мы можем найти многочисленные примеры из жизни, которые не опровергают, а наоборот, лишь подтверждают это положение.

Т. И. Пашукова выдвинула гипотезу о том, что «в возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и познавательные процессы и воображение». [11, 90] Руководствуясь этим положением, исследователи пытались установить взаимосвязь между свойствами интеллектуальных процессов и эмпатией.

«Для установления связи эмпатийности с некоторыми свойства мышления применялась известная методика Ланчинзов. Выяснилось, регидно ли мышление испытуемых, а также чувствительность их к установке и степень ее фиксированности» [11, 90].

Объектом исследования стали три группы студентов третьего курса факультета английского языка педагогического института (32 человека). Исследователи руководствовались такими рассуждениями: для изучения иностранного языка требуется хорошо развитая ассоциативная память и установка на запоминание. Как и оказалось в ходе исследования: у многих студентов была обнаружена ригидность мышления и чувствительность к установке. Это свидетельствовало о некоторой связи эмпатии и свойств их мышления.


Совершенствование памяти в детском возрасте. Развитие произвольной памяти в детском возрасте
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, поэтому разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития ег ...

Исследования эффективности симптоматического лечения
Поведение и симптомы, характерные для расстройств личности, свойственны не только этим заболеваниям. Получено эмпирическое подтверждение эффективности применения поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии при наличии таких проблем, как импульсивное поведение, недостаток социальных навыков и неадекватное выражение гнева. Это п ...

Пассивно-агрессивное расстройство личности. Диагностические особенности
Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) — сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном поведении. Эти формы поведения включают в себя промедление, плохое качество работы и «забывание» обязательств. Часто поведение этих людей в профессиональной ...