Условия проведенияСтраница 1
Занятия проводятся в достаточно просторном помещении, которое должно быть снабжено ковровым покрытием, столами и стульями, соответствующими росту детей, шкафами для пособий, стульями для родителей, оборудовано специальными, соответствующими возрасту детей дидактическими, сюжетно-образными, музыкальными, театральными, спортивными игрушками и игровыми пособиями, крупногабаритными материалами.
Работа с ребенком раннего возраста осуществляется в игровой форме, игровое пространство организуется с использованием всех модальностей (моторной, тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и вкусовой).
Обязательно присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего.
В процессе занятия дети должны соблюдать правило: «Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим».
В ходе работы должен осуществляться индивидуально-типологический подход. С одной стороны, необходим учет индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, с другой – учет особенностей группы в целом.
Педагог (совместно с родителями) должен создавать атмосферу доброжелательности, доверия, сотрудничества.
В зависимости от уровня развития детей, их динамики в группе, психологических состояний, поступления новых детей в группу возможно варьирование методов, приемов и структуры занятий и самой программы.
Занятия специалистов с детьми раннего возраста строятся на единых принципах.
1. Онтогенетический принцип:
при проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
2. Комплексный подход к проблемам ребенка:
совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.
3. Принцип взаимодействия и координации между специалистами:
– с помощью ведения документации на каждого ребенка – индивидуальной карты;
– через психолого-медико-педагогические консилиумы;
– в процессе проведения совместных занятий специалистами.
4. Принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка:
все занятия проводятся в присутствии родителей и при активном их участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист – ребенок – родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий, В ходе коррекционно-развивающих занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.
5. Деятельностный подход:
формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.
6. Систематичность заданий и используемых на занятиях игр:
определенный порядок в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.
7. Вариативность заданий:
при формировании у ребенка одних и тех же понятий используются различные игры и задания.
8. Принцип постепенного усложнения заданий:
а) поступенчатое усложнение заданий, например: 1-я ступень – сортировка предметов по какому-либо признаку, 2-я ступень – выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или слово, 3-я ступень – использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;
Функция вспомогательных лиц
Вспомогательные лица — это люди, участвующие в сеансах психодрамы как помощники, ко-терапевты. Для них Морено ввел термин в психодраматической номенклатуре — вспомогательные "я". Вспомогательные лица могут изображать некоторые стороны протагониста, однако обычно они представляют других людей, концепции и объекты, не только зад ...
Дополнительные методы психологии
Результаты деятельности людей - это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.д. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом ...
Cтили семейного воспитания. Семейное
воспитание
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и выказывая за нарушение установленных пра ...