Информация » Социально-психологическая адаптация младших подростков » Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Изучение социально-психологической адаптац

Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Изучение социально-психологической адаптац
Страница 1

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости.

«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды [41, c.67].

Возьмем за основу дефиницию рассматриваемого термина, данную Ю. А. Урманцевым, как наиболее общее определение адаптации [44, c.173].

Итак, адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его (объекта) цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов. Второй вариант определения - это приноравление системы признаков объектом-системой к особенностям среды его обитания для реализации им его целей в этой среде" [39, c.21].

В наиболее общей форме адаптация проявляется в эволюционном развитии органического мира с точки зрения филогенеза: сам факт существования биологического вида - результат филогенетической адаптации. Не менее распространены и адаптивные процессы в отдельном организме, проявляющиеся на протяжении одной жизни, в онтогенезе.

В понятие адаптации включено диалектическое единство среды обитания и самого объекта-системы, единство и борьба противоположностей. Как отмечает В. Н. Грибов [45, c.125], адаптация как процесс взаимного замирения среды и организма направлена на достижение равновесия, что является итогом адаптации. Процесс удержания равновесия через адаптацию называется гомеостазисом. В. Н. Грибов выявил соотношение категорий "равновесие", "гомеостазис", "организм", "среда" через категорию "адаптация": понятие "адаптация" является опосредованным звеном между объектами "организм" и "среда" и между процессами "равновесие" и "гомеостазис".

Целесообразно уточнить мнение В. Н. Грибова: "Равновесие между организмом и средой есть итог процесса адаптации. Сам же этот процесс есть механизм обеспечения гомеостазиса, то есть процесса, обеспечивающего равновесие между организмом и средой". Поскольку существует, на наш взгляд, еще одна важная точка зрения на адаптацию как на процесс взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и субъекта [28, c.43], в результате которого неизбежно происходят изменения в обеих взаимодействующих частях.

Изменения касаются появления новых признаков, новой комбинации признаков, частичному исчезновению или полной утрате части признаков. Взаимодействие всегда ведет к какой-либо доминанте, доминированию чего-либо: одного субъекта над другим, субъекта над объектом или наоборот, и соответственно, к приспособлению к этой доминанте. В тоже время появление доминанты как неизбежный момент эволюции всего живого являет, по сути, вторую и ведущую, активную сторону адаптационного процесса - приспосабливание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование профессиональной мотивации студентов. Цель, задачи исследования
Цель – исследование профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа. Задачи исследования: 1) Выявить мотивационный комплекс студентов; 2) Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, внешняя отрицательная мотивация) в группе; 3) Определить уровень мотивации профессионально ...

Концепции воспитания дошкольников
Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ. Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показат ...

Описание эксперимента
Второй эксперимент проводился в Православной гимназии г. Москвы. В нем принимали участие учащиеся 3-х и 4-5-х классов, всего 37 детей. В 3-х классах - 17 человек, в 4-5-х – 20 человек. Эксперимент проводился в форме анкетирования. Детям было предложено заполнить анкету, под названием «Компьютер и дети: анкета для младших школьников», со ...