Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации
младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной
школы. Изучение социально-психологической адаптацСтраница 2
Мы акцентируем внимание на том, что механизм адаптации, выработанный в эволюционном развитии, позволяет организму существовать в постоянно меняющихся условиях среды. Но и организм тоже не находится в статическом состоянии, то есть система «организм - среда» находится в состоянии динамического неравновесия, следовательно, процесс адаптации должен осуществляться всегда. Благодаря адаптации достигается сохранение гомеостаза в данной системе.
Г. А. Балл подчеркивает, что при исследовании адаптации необходимо учитывать многослойность компонентов системы "индивид - среда", так как одни и те же, в объективном проявлении события могут трактоваться по-разному [44, c.65]. Мы разделяем это мнение. Реализацию субъектом его целей можно рассматривать как специфический вид ассимиляции, то есть адаптационный процесс, обеспечивающий равновесие субъекта со средой.
Принятие и решение личностью задач, предложенных ей извне, можно трактовать как проявление аккомодации, то есть приспособления к среде. Но если задача принята личностью, стала ее задачей, то действия, направленные на ее решение, выступают как проявление ассимиляции. Г.А. Балл отмечает, что если речь идет об аккомодации, то есть адаптация рассматривается в узком смысле, тогда возможно использование выражения "адаптация к среде", но когда адаптация характеризуется в широком смысле, следует применять термин "адаптация в среде" [44, c.47].
Адаптационные процессы происходят на различных уровнях: молекулярном, клеточном, на уровне отдельных функций, органов, целого организма и определенных систем. В зависимости от этого авторы, исследуя проблемы адаптации, выделяют следующие ее виды: биологическая, физиологическая, социальная, психологическая, психическая, сенсорная, профессиональная, художественная, учебная, литературная, техническая, лингвистическая [29, c.63].
Причем все перечисленные виды могут вступать во взаимодействие, образуя, например, биохимическую, социально-психологическую адаптацию. Cложные адаптационные процессы в реальной действительности представляют собой единое целое, но для построения логической структуры нашего исследования нам необходимо вычленить определенные виды адаптации.
Адаптация является свойством любого живого организма. Однако человек - это не просто живой организм, а прежде всего сложнейшая биосоциальная система. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека целесообразно выделить три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация [7, c.143].
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы на уровне «оперативного покоя», подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.
Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды [2, c.48].
Использование воображения
Использование воображения при лечении тревоги было подробно описано в другой работе (Beck et al., 1985). Те же самые методы могут быть использованы при лечении расстройств личности, чтобы позволить пациенту снова пережить травмирующие события из прошлого и таким образом реструктурировать опыт и, как следствие, производные от этого опыта ...
Восприятие и понимание друг друга партнерами по общению
В условиях дефицита времени люди вынуждены во все большей мере восполнять недостаток сведений и знаний о другом человеке той информацией, которую дает им о нем первое впечатление. Действительно, жизненный опыт позволяет человеку во многом без серьезных ошибок, а нередко и достаточно точно судить о другом человеке даже при первом знакомс ...
Понятие возраста в психологии
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
3) Психологический возраст - определ ...