Понятие личности. Её характеристикиСтраница 1
Перед тем как начать рассматривать менеджера в разный состояниях (стресса и т.д.) сначала стоит определиться с таким важным понятием как личность. Стоит отметить, что это понятие играет очень важную роль в такой большой и сложной системе менеджмента и управления организацией. Термин "личность" используется для описания комплекса качеств, отражающий умения, знания человека, его индивидуальные черты, физические параметры. То или иное влияние на личность оказывает любое из множеств его качеств или свойств. Менеджер должен наиболее остро чувствовать, на какое из свойств личности надо повлиять, чтобы интересы личности наилучшим образом способствовали стремлению скорейшего достижения задач как личных, так и коллективных. Реальная сущность понятия "личность" значительно шире, чем поведение человека в обществе. Сущность конкретной личности включает в себя отношение к людям, основные качества, мировоззрение, многие личные и внешние воздействия, влияющие на её поведенческие стереотипы. Характеристику личности определяют, главным образом, не физиологические, а её социальные и психологические черты.
Черта личности - это внутренняя устойчивая предрасположенность (или другими словами - диспозиция) к определённому поведению, которая складывается либо из-за наличия специфических потребностей, мотивов или интересов, либо из-за только ей присущих факторов.
Структуру личности можно охарактеризовать как определённую совокупность врождённых и социальных качеств определённой личности, говорящей о её социальной направленности, уровне подготовленности, особенностях психических процессов, темпераменте, характере.
Комплексный анализ стойких и психических свойств (черт личности), целесообразно выполнять исходя из концепции динамической функциональной структуры личности по Платонову К.К.
Структура личности
№ |
Подструктуры |
Группировки черт личности |
1 |
Социальные свойства личности |
Направленность - влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, моральные качества, мировоззренческие установки |
2 |
Уровень подготовленности личности |
Знания, умения, навыки, привычки, способности и т.д. |
3 |
Особенность психических процессов |
Эмоции, ощущения, чувства, аффективность, воля, память, эмоциональная стабильность, нестабильность, импульсивность, эмпатийность, истероидность и др. |
4 |
Врождённые свойства |
Темперамент, художественный или мыслительный тип высшей нервной деятельности, интро - и экстраверсия |
Все эти качества в большей мере формируются на основе особенностей социальной подструктуры, среди которых можно выделить мировоззренческие позиции, моральные ценности, идеалы личности. Именно на их основе, в конце концов, формируется жизненная позиция личности, которая определяет её поведение в малой группе, коллективе обществе.
Практическая деятельность менеджера требует от него определённой автономности. Самостоятельности, способности отстаивать свою точку зрения. Личная независимость любого индивида, а также менеджера в существенной мере зависят от его мышления, волевых качеств, способностей к правильной самооценке и самоконтролю.
Рассмотрим подробнее психологические свойства личности, учёт и использование которых в практической деятельности менеджеров является необходимым для успешного управления работниками.
Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обуславливающие возможность успешного выполнения тех или иных видов деятельности.
Эмоции - переживания человеком своего отношения к действительности, к событиям в общественной и личной жизни. В данном случае схожи с понятием стресса, т.к также имеют два класса: положительные - стенические; отрицательные - астенические. Положительные повышают тонус и продуктивность деятельности человека, отрицательные снижают их и могут даже стать причиной заболевания. Разновидностью эмоций является аффект.
Аффект - форма эмоций, характеризующаяся чрезвычайной интенсивностью протекания и сопровождающаяся бурными выразительными движениями. Вызывается обычно неожиданным раздражителем, к которому психика не может сразу приспособиться. Различаются стенические (радость) и астенические (страх, отчаяние) аффекты.
Выводы
Исследованиями сектора логопедии института дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся начальной школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова, а следовательно, письмо и чтение.
При овладении в дошкольном и младшем школьном возрасте словарны ...
Функционирование и происхождение эмоции
В психологии различают элементарные эмоции и высшие чувства, причем первые считаются в основном врожденными, а вторые – приобретенными в результате научения. Анатомо-физиологической основой низших или простейших эмоций являются лимбические структуры ц. н. с., а также процессы, происходящие в таламусе и гипоталмусе. Нервным субстратом в ...
Механизм идентификации личности в онтогенезе
Для освещения механизма идентификации личности в онтогенезе перейдем к рассмотрению работ Мухиной В. С.
Выделяется два основных этапа в развитии самосознания [8]. Первый – присвоение структуры самосознания через механизм межличностной идентификации. Структура характеризуется основными феноменами: именем, притязанием на признание, с пол ...