Информация » Гуманизация процесса обучения элементам математики в дошкольных учреждениях » Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений

Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений
Страница 1

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элемен­тарных математических представлений. На занятиях по этому разделу программы дети не только занимаются усвоением навы­ков счета, решением и. составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей степени, чем на дру­гих, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логи­ческое мышление, способность к абстрагированию, вырабатыва­ется лаконичная и точная речь.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает преемственную связь с программой по этому предмету для 1 клас­са школы. Если ребенок не усвоил какое-либо правило или понятие, то это неизбежно повлечет за собой его отставание на занятиях по математике в школе.

Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,— включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала.

Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивиду­альные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уро­вень их математического развития и степень понимания ими но­вого материала.

Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении програм­много материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ре­бят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способ­ностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению пред­ложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.

В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы педагог может условно, для себя, в целях удобства пла­нирования и организации занятий разделить на несколько под­групп (см. приложение).

К первой подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире прояв­лять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышен­ные требования.

Воспитание самостоятельности и активности детей в про­цессе занятий по математике и другим разделам программы — важное условие подготовки их к успешному обучению в школе. Но активность должна сочетаться с культурой поведения и с воспитанием скромности. Бывает, что ребенок всегда готов к ответу, но эту готовность он проявляет очень назойливо. Его рука постоянно поднята и дергается во все стороны, чтобы привлечь внимание воспитателя; он даже выкрикивает: «Я ска­жу», «Можно, я?», старается оповестить всех о том, что «зна­ет больше всех, потому что у него дедушка математик». Другой свое требование, чтобы его постоянно спрашивали, мотивирует тем, что он дома много занимается и, следовательно, «все знает прекрасно». Такие факты нельзя оставлять без внимания, необ­ходимо воспитывать у детей скромность и сдержанность.

Ко второй подгруппе отнесем тех воспитанников, актив­ность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. Например, если воспитатель даст задачу («У де­вочки в корзине было три груши, она положила в корзину еще одну грушу. Сколько всего груш в корзине?») и после решения ее предложит детям придумать другую задачу, то при ответе такой ребенок в своей задаче только заменит названия предме­тов, условие же и ход ее оставит без изменений («У девочки в корзине было три яблока, она положила в корзину еще одно яблоко. Сколько всего яблок в корзине?»). В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ре­бят, укреплять уверенность в своих силах. В заданиях на приду­мывание задач можно использовать задачи-драматизации, реко­мендуемые в методическом пособии А. М. Леушиной[2].

Страницы: 1 2 3 4 5


Избавление от стрессоров
Как же избавится от стрессоров, которые мешают нам позитивно воспринимать мир? Для нейтрализации стрессоров важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении вам следует двигаться – то есть вместо стратегии «Бегство ОТ…» применить стратегию «Движение К…». Например вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не ...

Теоретический анализ проблемы гендерных различий в проявлении тревожности в подростковом возрасте. Общее понятие тревожность
Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие. Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представите ...

Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми. Психотерапевтические методики
Экспериментальная часть работы проводилась в МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника". На первом этапе работы проводилось тестирование и отбор подростков с психоэмоциональными нарушениями (агрессия, депрессия и другие). Кроме тестирования проводили контроль диагноза по медицинским картам подростков. Для выявления псих ...