Индивидуальный подход к детям на занятиях по развитию элементарных
математических представленийСтраница 2
Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Покажем это на конкретном примере (выдержка из дневника воспитателя).
«Ира часто поднимает руку, но при этом обязательно оглядывается на взрослых, присутствующих на занятиях. Ей очень хочется, чтобы на нее обратили внимание, чтобы заметили, что она всегда «все знает». Она заботится лишь о внешнем эффекте. Ее ответы не всегда правильны, а часто девочка вообще не может ответить на вопрос, потому что не слышала его, так как в то время разговаривала с подружкой. Ире не хватает той простоты и непосредственности, которые так приятны в детях».
В подобных случаях педагог должен проводить работу по воспитанию у ребенка скромности, сдержанности, строго следить за соблюдением им на занятиях необходимых правил поведения. Поведение детей и их знания находятся в тесной взаимосвязи. Познавать можно только при помощи сосредоточенного внимания волевых усилий, к этому и нужно приучать ребят в детском аду, формировать качества «обучаемости», как говорила П. Усова.
Обычно совсем маленькую подгруппу составят дети, не проявляющие интереса к занятиям, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях о математике вызывается прежде всего пробелами в их знаниях. Поэтому воспитатель должен хорошо знать уровень математического развития детей и причины их отставания. Иногда причиной могут быть и длительные пропуски по болезни. С отстающими необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки). На общих занятиях желательно давать таким детям более простые задания. Хорошо, если родители, руководимые воспитателем, смогут позаниматься ребенком дома. Разумеется, поручать родителям эту работу можно лишь, в том случае, если воспитатель уверен, что они будут проводить ее методически правильно, проявляя при этом терпение и такт.
В противном случае у ребенка может появиться отвращение ко всем занятиям и к предстоящему обучению в школе и преодолеть это в дальнейшем будет очень трудно.
Иногда встречаются дети, которые не любят заниматься математикой, не могут самостоятельно решать задачи, бывает, что даже затрудняются повторить ее условие и ход решения. Между тем эти дети не являются умственно отсталыми, в их поведении замечается известная степень сообразительности, о чем можно судить по таким фактам: ребята ждут подсказки, проявляя изобретательность в угадывании решения. Их пассивность на занятиях по математике вызвана педагогической запущенностью и отсутствием индивидуального подхода к ним при систематическом изучении программного материала. Что-то в самом начале было ими не понято, не закреплено, и теперь все им непонятно и происходящее на занятиях неинтересно.
Отмечая характерные особенности математики как предмета, Н. К. Крупская писала: « .математика — это цепь понятий: выпадет одно звенышко — и непонятно будет дальнейшее»[3]. В справедливости этих слов нетрудно убедиться на практике. Поэтому так важно, чтобы воспитатель своевременно установил, как усвоено и понято детьми содержание проведенного занятия: в этом отношении большую помощь оказывают листки учета, о которых говорилось в предыдущем разделе.
Если же нет контроля и не проводится соответствующая индивидуальная работа, то упущения такого рода влекут за собой как следствие неровное поведение ребенка, отрицательно влияют на формирование его личности. Например, в повседневной жизни он может быть веселым, энергичным, а на занятиях по математике поражает своей пассивностью, на поставленные вопросы если и отвечает, то очень тихо и неуверенно и не всегда правильно. Его неуверенность объясняется незнанием материала, и это незнание все время углубляется от занятия к занятию. Детям с такими проявлениями необходимы дополнительные индивидуальные занятия, а на общих занятиях по математике обязательно нужно обеспечить их активное участие путем подбора более легких заданий. Большой интерес вызывают у ребят задания, связанные с практическими действиями, например: измерить ширину и длину групповой комнаты, узнать, сколько стаканов воды вмещает графин, и т. п. Такие задания привлекают их внимание, возбуждают активность и желание действовать. Это очень хорошее средство воспитания у детей интереса к занятиям.
Периодизация развития в отечественной и зарубежной
психологии
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С С ...
Клинические сообщения об эффективности когнитивно-поведенческих
вмешательств
Первые публикации, в которых лечение расстройств личности рассматривалось с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода, были основаны на неконтролируемых наблюдениях практикующих врачей, которые столкнулись с клиентами с расстройствами личности в ходе своей клинической практики. Начало анализа эффективности (или ее недостатка) когни ...
Случай из практики
Фрэнк, 45 лет, давно страдающий эмоциональными нарушениями, сам обратился за помощью. Ранее он дважды был госпитализирован по поводу эпизодов, о которых, по его словам, он уже не помнил; он утверждал, будто его брат сказал, что он угрожал ему, хотя Фрэнк это отрицал. Он жил один и вел очень одинокий образ жизни. Он не работал уже нескол ...