Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации
Страница 1

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Можно видеть, что в конфликтной ситуации дети из группы тяжело больных детей по выраженности реакций равной направленности различаются следующим образом: E>J>M, т.е. наиболее часты (43 %) экстрапунитивные реакции (Е). Они носят внешнеобвинительный характер, направлены на окружающих людей, выражаются в осуждении внешних причин фрустрации и подчеркивании ее степени, иногда проявляются в требовании разрешения ситуации от другого ребенка или взрослого. Вот типичные для этой направленности утверждения: «Сейчас я тебя ударю», «Сам дурак», «Сделай ты», «Мама, помоги!», «Папа, купи, пожалуйста».

На втором месте у детей с хроническими заболеваниями - реакции интрапунитивного характера (J), направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации, при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению (35 %). Типичные утверждения детей следующие: «Я виноват», «Так получилось», «Я не хотел».

Наименее выражены у больных детей реакции импунитивного характера (М), когда фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Такие реакции составляют всего 23 % и выражаются в высказываниях типа: «Ну и ладно», «Ну и что?»

Иерархия реакций здоровых детей или легко больных детей на фрустрирующую ситуацию по направленности носит иной характер: J > М > Е. Наиболее часты интрапунитивные реакции (39 %), т.е. готовность взять ответственность за случившееся на себя. Наименее выражены у здоровых детей реакции экстрапунитивного характера (27 %), т. е. готовность обвинять. И сами их высказывания по этому поводу носят более мягкий характер, чем у детей с хроническими заболеваниями: «Может, ты сделаешь это сам», «Ну, пожалуйста», «Помоги мне».

Импунитивные реакции у здоровых детей занимают среднее положение между интрапунитивными и экстрапунитивными (32 %).

Также у детей с нарушениями речи и здоровых детей имеются отличия в типах реакций на фрустрацию. Для первых они имеют последовательность ED>NP>OD, для вторых – NP>ED>OD.

У детей с хроническими заболеваниями наиболее выражены самозащитные реакции (37 %), для которых характерна активность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины, уклонение от упрека, преобладание защиты своего «Я». Типичны высказывания: «Я не виноват», «Это не я», «Наверное, это сделал кто-то другой».

На втором месте по выраженности — необходимостно-упорствующие реакции (35 %) в виде постоянной потребности найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Такое отношение к ситуации выражается следующим образом: «Я сам исправлю, сам сделаю» или «Ничего страшного, пусть поиграет, я еще успею».

Меньше всего представлены у испытуемых из группы тяжелобольных детей препятственно-доминантные реакции (27%), при которых препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные; «Все равно она сломана», «Ты никогда не покупаешь мне ничего», «Мне страшно оставаться одному».

Страницы: 1 2


Внутренняя система контроля
Мы знаем, что люди не поддаются каждому побуждению, будь то желание смеяться, плакать или ударить кого-нибудь. Другая система — «система контроля» — действует в единстве с системой действия, чтобы регулировать, изменять или подавлять побуждения. Эта система также основана на убеждениях, многие или большинство из которых являются реалист ...

Стили семейного воспитания
Существуют различные подходы к стилям семейного воспитания. Одним из подходов является традиционный подход, который выделяет следующие стили воспитания: – авторитарный – демократический – попустительский – хаотический – опекающий Следующий подход представлен А.Е. Личко, который выделяет неблагоприятные стили семейного воспитания с ...

Акустические признаки звуков речи
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы. Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, н, л, р, j. Шумные — и ...