Заключение

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей раннего детства. При всей кажущейся простоте, развитие и формирование эмоциональной отзывчивости – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Развитие эмоциональной отзывчивости – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями экспрессивного самовыражения.

С целью теоретического обоснования и опытной проверки эффективности формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей 3-х лет были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научная психолого-педагогическая литература и проведены наблюдения поведения ребенка 3-х лет. В результате теоретического анализа были поучены следующие выводы:

1. Главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

2. К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

3. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Проведенные наблюдения показали, что воспитание эмоциональной сферы происходит в повседневной жизни ребенка. Анализ проведенных наблюдений показал, что особое внимание должно уделяться целенаправленным играм, занятиям и упражнениям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости, которые строятся согласно определенным педагогическим требованиям: подбираются с учетом возрастных рамок, охватывают многогранность всех психических процессов ребенка, осваиваются поэтапно, подкрепляются наглядным дидактическим материалом, проводятся в игровой форме с использование различных вариантов, учитывая желание самого ребенка и тесный контакт со взрослым.

Соблюдение всех перечисленных педагогических требований к проведению занятий и игр по эмоциональной отзывчивости у детей трехлетнего возраста, дает возможность педагогу сделать процесс воспитания маленьких детей эффективным и управляемым.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Поэтому, развитие эмоций и чувств у трехлетних детей является одним из важнейших фундаментом его психического и эмоционального развития.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций является забота со стороны взрослых. Ключевым моментом эмоционального развития ребенка раннего детства является то, что эмоции неустойчивы и изменчивы, являются мотивами поведения ребенка. Следовательно, взрослый отвечает за формирование эмоциональной отзывчивости у детей, за эмоциональную наполненность жизни ребенка.


Тип 2: внешне трудный и внутренне простой жизненный мир
Следующий тип переживания представлен ситуацией внешне трудного и внутренне простого мира. В условиях простого внутреннего мира актуальная для субъекта деятельность представляется ему единственной, являет собой всю полноту его внутреннего мира. Как и предыдущем случае, такая ситуация может возникать, когда сиюминутная деятельность чело ...

Исследования эффективности симптоматического лечения
Поведение и симптомы, характерные для расстройств личности, свойственны не только этим заболеваниям. Получено эмпирическое подтверждение эффективности применения поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии при наличии таких проблем, как импульсивное поведение, недостаток социальных навыков и неадекватное выражение гнева. Это п ...

Клиенториентированный подход к продажам
Большинство потребностей находятся на бессознательном уровне [20,32,79,83,95]. Мастерство продавца состоит в том, чтобы увидеть их, распознать, выделить из подсознания, настроиться на потребности своего клиента. Р. Шпнаппауф [с.22-26, 95] отмечает, что разум и сознание руководят лишь примерно 10% действий, которые совершаются людьми, 9 ...