Заключение
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей раннего детства. При всей кажущейся простоте, развитие и формирование эмоциональной отзывчивости – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Развитие эмоциональной отзывчивости – педагогически обусловленный процесс, неразрывно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных предписаний и запретов как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями экспрессивного самовыражения.
С целью теоретического обоснования и опытной проверки эффективности формирования и развития эмоциональной отзывчивости у детей 3-х лет были выполнены следующие задачи: изучена и проанализирована научная психолого-педагогическая литература и проведены наблюдения поведения ребенка 3-х лет. В результате теоретического анализа были поучены следующие выводы:
1. Главной возрастной особенностью раннего возраста является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситуативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.
2. К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными симптомами стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.
3. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Проведенные наблюдения показали, что воспитание эмоциональной сферы происходит в повседневной жизни ребенка. Анализ проведенных наблюдений показал, что особое внимание должно уделяться целенаправленным играм, занятиям и упражнениям по эффективному воспитанию эмоциональной отзывчивости, которые строятся согласно определенным педагогическим требованиям: подбираются с учетом возрастных рамок, охватывают многогранность всех психических процессов ребенка, осваиваются поэтапно, подкрепляются наглядным дидактическим материалом, проводятся в игровой форме с использование различных вариантов, учитывая желание самого ребенка и тесный контакт со взрослым.
Соблюдение всех перечисленных педагогических требований к проведению занятий и игр по эмоциональной отзывчивости у детей трехлетнего возраста, дает возможность педагогу сделать процесс воспитания маленьких детей эффективным и управляемым.
Неповторимые индивидуальные проявления эмоционального облика человека складываются в течение всей его жизни и связаны с развитием личности в целом. Поэтому, развитие эмоций и чувств у трехлетних детей является одним из важнейших фундаментом его психического и эмоционального развития.
Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций является забота со стороны взрослых. Ключевым моментом эмоционального развития ребенка раннего детства является то, что эмоции неустойчивы и изменчивы, являются мотивами поведения ребенка. Следовательно, взрослый отвечает за формирование эмоциональной отзывчивости у детей, за эмоциональную наполненность жизни ребенка.
Мысль – это следствие желания
Мысль является следствием порождением желания. Например, человек постоянно стремится к власти, или занят поисками животных наслаждений, или новыми путями добычи денег, - сводки с биржи, 24 часа в сутки его мысли крутятся вокруг этого, не спит, не ест, готов пожертвовать другими удовольствиями ради этого, не способен думать о чем-то, что ...
Лабораторный
эксперимент
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Примером лабораторного эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки, которая позволяет на особом экр ...
Особенности консультирования по вопросам детско-родительских отношений
Содержание проблем детско-родительских отношений может быть очень разнообразным, от мелких детских капризов и упрямства в дошкольном детстве до полного непонимания и очень сильных негативных чувств в подростничестве и ранней юности.
Психологи-консультанты обычно выделяют следующие проблемы, с которыми обращаются родители:
· ссоры, гр ...