Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Информационные технологии как коммуникационный инструмент

Информационные технологии как коммуникационный инструмент

В следующей части работы кратко остановимся на проблемах использования компьютера и информационных технологий в целом в качестве коммуникативного инструмента. В последнее время Интернет, единственная система, на которую не распространяется никаких ограничений, связанных за контролем информации или цензурой, приобретает все большее распространение в домашнем использовании. Естественно, к нему получают доступ и дети.

В своей книге "Виртуальное общество" Х. Рейнгольд так определяет виртуальное общество, порождаемое новыми информационными технологиями: "это группа людей, которая пользуется Интернет для общения друг с другом в течение какого-то периода времени". Особенностью виртуального общества состоит в том, что оно соединяет людей через взаимные интересы: в этом обществе не играют роли время и пространство, возраст и пол. Однако в виртуальном обществе люди имеют также широкие возможности маскировать свои личности для того, чтобы обманывать, неожиданно становиться агрессивными [8,1]. Это может оказать наиболее разрушающее воздействие как раз на хрупкую психику детей, которые имеют беспрепятственный доступ в виртуальное общество; в будущем это может оказать резко отрицательное воздействие на становление структуры их личности и моральное развитие.

Другой важный вопрос, который затрагивает Х. Рейнгольд, - это проблема недостатка времени у родителей для обучения детей тому, как правильно использовать информационные технологии. Проблема состоит в том, что у родителей может не быть достаточно времени для обучения детей, поэтому они используют Интернет и телевидения в качестве "сиделки". Автор отмечает, что родителям следует понять, что они несут ответственность за своих детей. "Многие родители не разбираются так же хорошо в технологии, как их дети. Однако при этом у них возникает желания сесть вместе с детьми и разобраться, как они ей пользуются. Как цивилизации нам недостает путей, чтобы обучить наших детей разбираться и участвовать в средствах массовой информации вокруг них" [8,5]. Автор указывает, что эта проблема является социальной, поскольку носит массовый характер: родители могут быть слишком заняты, они могут употреблять наркотики и др. "Поэтому если мы хотим серьезно рассмотреть проблему образования, нам следует задать еще более серьезные вопросы об участии родителей в обучении и воспитании своих детей", - пишет он. Касаясь возможности использования информационных фильтров в Интернет, ряд зарубежных экспертов рассматривает эту идею положительно, поскольку наличие фильтрующих устройств дает представление о том, к какой информации обращается ребенок; следовательно, возникает обратная связь и возможность корректирующего воздействия. Кроме того, важной признается необходимость развивать у учащихся ответственность за то, что они смотрят в Интернет.

Интернет – это реальность, перед которой у тебя нет чувства долга. Анонимность позволяет относиться к Интернету как к реальности лишенной нравственного измерения. В этом опять же нет никакой новизны. Люди и в прошлом стремились к утрате имени, к обретению анонимности. Так что Интернет сам по себе не виноват. Надо просто помнить, что даже в виртуальной реальности надо быть человеком. А в Интернете есть гадкие страницы. Но тем важнее создать там наши островки света, - чтобы человек, бродящий по интернетовскому морю, мог бы отдышаться на них. Именно если мы откуда-то уходим – эта сфера становится окончательно враждебной по отношению к нам. По прекрасному слову М. Мариша, через Интернат «людям дается лишь возможность употребить технику во благо. Мы не можем управлять поведением других; но можем сами использовать эту возможность» [23].

Отметим в заключение, что проблема киберпространства в последнее время приобретает все большую актуальность. В том числе и для детей младшего школьного возраста, которых особенно необходимо научить правильно пользоваться предоставляемой им информацией. В следующей главе мы рассмотрим эти вопросы более подробно.


Экспериментальные и клинические данные
Исследований по ОКРЛ очень немного. До настоящего времени бОльшая часть сведений об этом расстройстве была получена из клинической работы. Есть много свидетельств того, что ОКРЛ как определенного клинического явления действительно не существует. В нескольких исследованиях с применением факторного анализа было установлено, что различные ...

Диагностические критерии для параноидного расстройства личности по DSM-III-R
А. Начинающаяся в ранней взрослости и проявляющаяся в различных контекстах глубокая и необоснованная склонность интерпретировать действия людей как преднамеренно унижающие или угрожающие, на что указывают по крайней мере четыре признака из следующих: 1) безосновательные ожидания больного, что другие будут эксплуатировать его или причин ...

Выявление уровня сформированности связной речи у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости. Общая организация эксперимента
Исследования по проблеме формирования связной речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе 1-ого класса БОУ ОО «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №6 VIII вида». В эксперименте участвовало 8 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был от 7 до 9 лет. У детей эк ...