Виды компетенций
Страница 2

Это связанные с предметом навыки - соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям».

В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Е.В. Бондаревская конкретизирует эту формулировку: «Ключевая компетенция учителя - это личностно-осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем. Ключевые компетенции - это личные цели ученика (педагога), личные смыслы его образования (профессиональной деятельности). Развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников «значений» к личностным смыслам, т.е. пристрастному, ценностному отношению к знаниям.

Белова А. Н., Шарапов А. О. [3] выделяют такие виды компетенций:

Общенаучная компетенция понимается как способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области психологии; совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Информационно-коммуникативная компетенция определяется как способность и готовность к совместной учебной деятельности, опосредованной компьютерными коммуникациями, асинхронно-опосредованная форма взаимодействия; диалоговое общение и управление им с помощью сетевых конференций; адресный характер оформления собственных мыслей и развитие дискуссии с использованием Интернет-ресурсов; создание «общего банка решений» структурированного в виртуальном пространстве.

Социально-личностная и общекультурная компетенция формирует способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; толерантность, развитие эмоциональных, мотивационных, когнитивных и деятельностных компонентов личности студента психолога; умение работать самостоятельно и в коллективе; способность критически переосмысливать накопленный опыт.

Научно-исследовательская компетенция демонстрирует развитие основных интеллектуальных характеристик научного стиля мышления и деятельности; осуществление внутри-научного и методологического синтеза в учебном процессе, оформление результатов научно-исследовательской работы в виде понятий, законов, теорий; установление междисциплинарных связей, генерализация идей.

Инструментальная компетенция понимается как способность к использованию в учебно-познавательной деятельности элементарные навыки работы с текстовым материалом (первоисточники, учебно-методическая литература и др.), т.е. навыки работы с информацией из различных источников; организационные навыки в учебной деятельности: радиальная организация и планирование учебного труда; интеллектуально-логические способности.

Содержание компонентов, образующих единое понятие «образовательная компетенция» дает возможность установить логические связи в содержании учебного материала, а также связей между компонентами компетенций и учебными модулями дисциплины в рамках образовательной программы.

И.А. Зимняя [12] выделяет десять основных компетенций. Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать:

а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления. Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.

Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом.

Страницы: 1 2 


Мышление
Философский склад ума, например, всегда считался мужским. В ряду всем известных имен - Демокрит, Платон, Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель и многие другие - нет ни одной женщины. Исследователи работы головного мозга установили, что мозг женщины устроен иначе, чем мозг мужчины. Если у мужчины четко разграничены функции полушарий головн ...

Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях. Паника
Под групповым поведением людей в ЧС понимают поведение большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заме ...

Стадии психодрамы и её структура построения
Психодрама – это не просто форма выражения поведения и форма коммуникации "на языке действий", не только конкретизация словесного общения, чувств и мыслей и уж, конечно, это не набор упражнений и методов для извлечения информации или выявления скрытого конфликта. Психодрама – это систематический метод психотерапии; метод, реал ...