Информация » Коррекция психического развития в дошкольном возрасте » Принципы организации коррекции психического развития

Принципы организации коррекции психического развития
Страница 1

Исходной теоретической основой разработки принципов организации коррекционной работы стали учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемое в советской психологии в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и другие; богатый педагогический опыт, накопленный в общественной практике воспитания; методы и приемы обучения в дефектологии; концепция планомерного формирования человеческой деятельности, разработанная П. Я. Гальпериным.

Выбор целей и направленности коррекции, то есть стратегия е осуществления, определяется тремя основными принципами: принципом «нормативности», принципом коррекции «сверху вниз» и принципом системности развития психической деятельности.

Принцип «нормативности» развития требует учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. Этот принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста.

Принцип «нормативности» развития, задавая эталон развития на том или ином возрастном этапе, дает прообраз будущего развития ребенка, устанавливает механизмы связи сегодняшнего и завтрашнего дня развития, их причинные связи. Одной из существенных закономерностей развития, определяющей эти зависимости, является положение, сформулированное А. В. Запорожцем, о значении возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности. «Возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее абсолютное значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой деятельности». При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет именно этот конкретный период возрастного развития, ставить задачу наиболее полного и всестороннего «вычерпывания» источников развития данного возрастного периода.

Неразрывно связан с принципом «нормативности» развития принцип коррекции «сверху вниз», констатируемый положением о ведущей роли обучения для психического развития ребенка. В зависимости от решения проблемы соотношения обучения и развития можно выделить 2 позиции в решении вопроса о направленности коррекции. Сторонники первой позиции , которая условно может быть названа коррекцией «снизу вверх», в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривают упражнения и тренировку уже имеющихся у ребенка психологических способностей.

Напротив, принцип коррекции «сверху вниз», сформулированный в советской психологии Л. С. Выготским, требует поставить в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение принципа «сверху вниз» требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекция должна строится как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста.

Во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», ставящей своей целью упражнение и упрочение того, что уже достигнуто ребенком, коррекция «сверху вниз» носит опережающий , предвосхищающий характер, ставя целью активное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества.

Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера в психическом онтогенезе и впервые выступает в советской психологии в форме учения о системном межфункциональном строении сознания в трудах Л. С. Выготского. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе в противоположность симптоматической коррекции обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику коррекционной работы – выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип коррекции конкретизирует тот подход к пониманию природы, сущности и генезиса психического, который получил название деятельностного подхода и был развит и обоснован в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина. В возрастно-психологическом аспекте Деятельностный принцип коррекции определен основными закономерностями функционального и онтогенетического развития психики – значением деятельности как движущей силы развития, концепцией ведущей деятельности, теорией планомерного формирования человеческой деятельности.

Страницы: 1 2


Диагностические критерии обсессивно-компульсивного расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн перфекционизма и негибкости, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять признаков из следующих: 1) перфекционизм, который препятствует завершению задачи, например неспособность закончить проект, потому что не достигнуто соответствие собственным чрезмер ...

Развитие речи в процессе общения со сверстниками
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение — это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания — все это разные виды речевого общения. Очевидно, ...

Формирование Я–концепции
Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однак ...