Заикание

При заикании ребенка в его речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, а);

- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

- вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Заикание легче предупредить, чем лечить. Беседы учителя с родителями о правильном воспитании имеют большое значение в предупреждении возникновения заикания у детей. Учитель вовремя может заметить все недостатки воспитания ребенка в семье и дать родителям полезные советы.

Не следует разрешать часто и длительно смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в школе.

Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

Учителю необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие.

Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные уроки, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо дать ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, т. е. не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселить уверенность в себе.


Обследование больных с деменций
Ранней диагностике заболеваний, приводящих к деменции, придается крайне важное значение, поскольку даже при болезни Альцгеймера своевременно начатая терапия в ряде случаев позволяет уменьшить выраженность клинических нарушений. Особенно это актуально для больных более молодого возраста, среди которых потенциально обратимые причины демен ...

Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста
Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр к ...

Установки и допущения, типичные для шизоидного расстройства личности
- Люди — это взаимозаменяемые объекты. - Отношения с людьми создают проблемы. - Жизнь проще без других людей. - Не стоит беспокоиться по поводу человеческих отношений. - Мне лучше сохранять дистанцию и не высовываться. - Внутри я пустой. - Я не приспособлен к социальной жизни. - Жизнь легка, и в ней не к чему стремиться. - Меня ...